Детская творческая студия "КалякиМаляки.Ру" он-лайн


Главная | О нас


Детская психология

Что мешает ребёнку учиться?


Мы уже поговорили о том, как проблемы со здоровьем, нервное напряжение или конфликты с окружением могут спровоцировать отказ ребёнка идти в школу. Сегодня, как и планировали, обсудим три общих причины плохой успеваемости и нежелания посещать уроки, связанных с индивидуальными проблемами школьника – от первоклашки до почти выпускника.

Неготовность ребёнка к школе




Многие дети не готовы посещать школу с 6 лет, но по большому счёту дело даже не столько в возрасте, сколько в способности регулировать собственное поведение и эмоции. Иногда первоклашка Нежелание идти в школу может появиться именно потому, что слишком часто раздаются непривычные и малоприятные для него ограничения («сядь ровно», «не вставай», «не крутись», «нужно поднять руку»), не хочет или не умеет им подчиняться.

Ребёнок в принципе привык делать то, что ему хочется – иногда он может быть просто не в силах делать то, что от него требуют (если это не совпадает с его желаниями). В результате он не может сосредоточиться хотя бы на 2-3 минуты, часто отвлекается по пустякам – и это тоже сигнал того, что ребёнок ещё не готов к школе (он будет неспособен запоминать информацию и работать с ней, поэтому учиться ему будет трудно). Для начала у ребенка должны развиться определенные зоны мозга, которые отвечают за «произвольность» - то есть способность быстро понимать правила игры и готовность действовать в соответствии с ними. Чтобы ускорить этот процесс, детям начиная с трёх лет необходимо читать книги, поощрять высказывание собственных мыслей и комментариев, играть в развивающие игры - интеллектуальные, словесные, логические.

Иногда малыш может быть просто не готов к так называемой «предметной» стороне учебной деятельности – начиная от недостаточной подготовки мышц руки и заканчивая недостатком помощи и мотивации со стороны родителей. Сталкиваясь с трудностями, школьник пугается и отступает, что может закончиться слезами и нежеланием делать трудную работу.

Медленный темп работы




Причиной разочарования в школе для ребёнка может быть и неподходящий именно ему темп деятельности. Когда в классе более двух десятков учеников с самыми разными способностями и все они делают одно и то же задание, иной школьник вперёд всех заканчивает работу и сидит-скучает. Хотя бывает и по-другому: как только потянутся первые руки («Можно я?!»), иной учитель проверит у них ответ и тут же даст новое задание, начисто стерев всё с доски. И это при том, то большая часть класса не успевает подбить итоги, а некоторые дети вообще находятся в середине работы. И не потому, что они плохо понимают материал или ленятся – нет, они могут вполне добросовестно заниматься делом, просто в своём темпе. Так сказать, «для себя - с чувством, с толком, с расстановкой». Или же на контрольной ребёнку элементарно не хватает времени – и как бы хорошо он ни разбирался в предмете, со звонком он должен сдать тетрадь, чтобы в итоге получить не самую блестящую оценку.

Темпы работы обуславливаются типом нервной системы ребёнка, и никакой кнут и пряник не смогут заставить такого школьника мыслить иначе. Но, поскольку система оценивания для всех одна, школа неизбежно вгоняет ребёнка в стресс. Иногда может быть наоборот: вызванный школой стресс может сделать ребёнка медлительным и растерянным. Поэтому для таких детей как минимум необходимо «перспективное обучение» - когда накануне изучения какой-то темы школьник не спеша осваивает её дома. Это поможет ему чувствовать себя увереннее на уроках. Если родители не могут себе позволить домашнее обучение для ребёнка, то необходимо хотя бы поговорить с учителями: они должны знать, что ребенок в условиях работы на скорость ребёнок может делать ошибки или вообще не успевать, поэтому к нему нужен более мягкий подход.

Медленные темпы работы могут быть связаны и с тем, что что индивидуальные способности ребенка не подходят под профиль класса или школы: некоторым от природы не даются точные науки, другие дети не способны осваивать языки. Это связано с тем, что зона, отвечающая за неуспешный вид деятельности, плохо развита. Слабую зону стоит развивать, но не перегружать — последствия могут быть очень серьезными!

И, наконец, ближе к холодам работоспособность школьников естественным образом падает: световой день сокращается, одолевает сонливость, по утрам вставать всё тяжелее - и никакие лампы не способны заменить солнце. Парадокс в том, что именно на середину учебного года выпадает наибольшая учебная нагрузка – так что нечего даже удивляться, если ребёнок не горит желанием отправиться в школу.

Низкая самооценка




Иногда она может быть результатом высокой планки, установленной родителями. Как много детей находятся в подавленном, противоестественном состоянии лишь потому, что взрослые твердят (а порой требуют и даже угрожают!), чтобы ребёнок во всём был первым!

Такая установка на успех отнюдь не способствует воспитанию уверенности в себе: чувствуя, какой груз ответственности он несет, школьник живёт в состоянии хронического стресса – так как боится не оправдать возложенных на него надежд или быть наказанным.

Но даже если вам в голову не приходит давить на своё чадо и реализовывать за его счёт свои родительские амбиции, впосле может оказаться, что ребёнок болезненно переживает каждую свою учебную неудачу. Важно научить такого ребенка философски относится к этому и работать не на результат, а просто ради самого процесса – школа существует для того, чтобы изучать что-то и чем-то интересоваться, а не только для записей в табеле.

Причиной низкой самооценки могут быть различные комплексы ребёнка – особенно в подростковый период. Проблемой могут стать модные друзья и подруги, которые одеваются лучше или приносят в школу разного рода дорогие игрушки – смартфоны и прочее. Конечно, ребёнка необходимо выслушать, поддержать и по возможности помочь не сильно выделяться на фоне сверстников – но в то же время нужно упомянуть и том, что внешность и «прикид» - не главное. Конечно, на данном этапе эти слова мало что решают, но в будущем они обязательно пригодятся.

И вот на закуску последний вариант нежелания идти в школу, который мало кто обычно предполагает: возможно, дело в неразделённой или неудачной детской/юношеской влюблённостью. Сценариев масса: начиная ссорой и заканчивая тем, что объект мечтаний увлечён кем-то другим. Какая тут школа – сами понимаете… Иногда ребёнку просто необходимо, чтобы его выслушали и дали совет – а иногда он не хочет говорить об этом, и это его право. Здесь обязательно нужны понимание, уважение и поддержка со стороны родителей - во всяком случае, конфликт вряд ли затянется надолго.


Edwin,

Смотри также:
Тест-рисунок Моя семья
Особенности воспитания малыша 1 года
Как не вырастить лентяя?
Письмо от Билла Гейтса
Цветик - семицветик. День рождения Девочки Саши - 4 года.
Конкурсы и игры для детских праздников
Ох уж эти детки. О детском непослушании.
Дети у телевизора. Нужно ли и можно ли детям смотреть современные мультфильмы?
Обучение в семье как альтернатива школьному образованию
Выбираем детский сад


Комментарии к статье Что мешает ребёнку учиться?



на данный момент комментариев нет

Добавьте комментарий:
Автор:

Комментарий:

Пожалуйста, введите символы с картинки:



 




Комментарии:

  Статья Как засушить цветы и осенние листья?:
не представился : спасибо
Статья Мастерим из пластиковых крышек:
Дилара : я рада за мастеров, тоже надо ...
Статья Сценарий праздника по мотивам серии Гарри Поттер:
Эльвира : Напишите пожалуйста как у вас ...
Статья День рождения «Мой маленький пони»:
даша альгаева : мне очень понравилась
Статья Цветик - семицветик. День рождения Девочки Саши - 4 года.:
Альбина : Идея не плохая,попробую провес...
Статья Игры на улице:
не представился : Спасибо придумала свою игру н...
Статья Как засушить цветы и осенние листья?:
не представился : 583
Статья День Рождения в затеряном мире:
не представился : это хорошоий сценарий для детс...
Статья Игры на улице:
не представился : Ну класс







© 2009-2010 www.KalyakiMalyaki.ru

Главная | Авторам