Детская творческая студия "КалякиМаляки.Ру" он-лайн


Главная | О нас


Альтернативное образование

Семейное образование: личный опыт


Наша, Протвинская мама написала интересную статью о своём опыте семейного образования. Её дочь уже скоро заканчивает школу и вполне можно подводить некоторые итоги. Далее, ей слово.

Который раз слышу от родителей о том, что в школу они отдают детей, чтобы “научить их дисциплине” или потому что “мы не можем обеспечить нужный уровень организации дома”. Дорогие родители, задумайтесь, пожалуйста, что вы имеете в виду, утверждая, что в школе “приучат к дисциплине”? Приучат работать, невзирая на настроение, здоровье, погоду за окном, в режиме 45/15? Делать уроки под страхом скандала со стороны учителей? Выполнять требования, смысла которых дети не понимают? Что для вас есть эта самая дисциплина и организованность?

Я считаю дисциплиной способность к реализации собственных планов, действовать не рывками, а регулярно и непрерывно в течение длительного времени. Причем важно, что действия эти осуществляются ребенком самостоятельно, без внешнего ежедневного давления в виде проверки домашних заданий, вызовов к доске, звонков на урок и с урока. И именно эту, столь ценную для взрослой жизни разновидность дисциплины школа не только не дает развить, но и, напротив, убивает.

О каком осознанном долгосрочном планировании может идти речь, если за детей решают все, они не могут побыть хозяевами своего времени и занятий даже в течение 45 минут, и у них нет опыта распределения собственной нагрузки хотя бы в рамках недели, я уж не говорю о месяце или годе? Какое может быть целеполагание, если задача учителя, как правило, – “протащить” их через тему, как стадо баранов, а из-за большой нагрузки на классы, вопрос “зачем”, в принципе, не поднимается?

В общем, идея о том, что в школе дети привыкают к дисциплине, представляется мне сомнительной. Скорее, это похоже на прививание привычки отдаваться на волю странных, не всегда приятных людей, выполняя странные, бессмысленные не всегда интересные и приятные действия. Идеальное средство для выращивания рабочих на конвейер и подавления осознанной и целенаправленной деятельности детей в рамках учебного процесса. И на мой взгляд, это не вопрос хорошей или плохой школы, это вопрос системы в целом, сам подход к образованию – порочен. Когда-то это было единственной возможностью, сейчас это не так. Система устарела. Менять ее – дело подвижников, тех, кто чувствует в себе силы и желание заниматься этим нелегким и неблагодарным трудом. Но уж если отдавать в эту систему своего ребенка, то, хотя бы, не питая иллюзий насчет того, что его “научат дисциплине”. :) Расскажу о нашем опыте развития дисциплины в отдельно взятом ребенке.

Первые пару лет учебы дочки в школе мы находились под властью заблуждения относительно “хороших/ плохих” школ. Школа была хорошая, учителя – душки (честное слово!), но изменения шли куда-то не туда, плюс она начала много болеть. Придя к выводу, что сидеть дома со здоровым ребенком куда приятнее, чем с больным, мы в 3м классе забрали ее на СО. После 2.5 лет в школе, мы начали с ее полной неспособности организовать свою деятельность без вмешательства извне. Даже в школе она регулярно забывала записывать домашние задания, путала учебники, не успевала делать уроки. Переход на СО сразу потребовал от нас четкости в этом вопросе, выбор был простым и сложным одновременно: или мы берем на себя “полицейские” функции школы, пусть в смягченном варианте, и продолжаем осуществлять жесткий контроль за деятельностью, или мы пытаемся функцию контроля и организации переложить на ребенка, взращиваем в ней осознанную дисциплину. Забегая вперед, скажу, что развить такую дисциплину в ребенке нам удалось: в прошлом году дочка закончила 9й класс на 4 и 5, сдав экзамены за год в начале марта, а затем успешно сдав ГИА. Все свои занятия в течение года она организовывала полностью самостоятельно – планировала прохождение учебных тем, выполняла задания, подходила к нам, если что-то непонятно, составляла с преподавателями в школе график аттестаций – мы не вмешивались в организационный процесс совсем.

Как это удалось? Возможно ли такое для “обычных родителей”? :) Да! Мы с мужем не слишком методичны, у нас обоих много работы, часто связанной с командировками, бывает хорошее и плохое настроение, временами устаем, как собаки – в общем, дисциплинировать ребенка по “школьному” принципу, обеспечить ей регулярные занятия было крайне сложно. Да и не нужно, что самое интересное. Во “взрослом” менеджменте есть дивная концепция, которая называется “управление по результатам”. Она предполагает значительную свободу действий и способов достижения четко оговоренного результата. Именно эту концепцию мы и внедряли в наших занятиях с ребенком – сначала приходилось ставить цели и обсуждать результаты на короткие сроки, день-два, потом на неделю-две-месяц, к 6му классу это были триместры, хотя для планирования ей еще нужна была наша помощь, в 7м, поддавшись на уговоры директора школы, она год проучилась очно, и была потрясена огромным количеством бессмысленных и неоптимально организованных деятельностей, которыми пришлось заниматься, 8й класс – снова на СО, год она планировала также по триместрам но самостоятельно, в 9м она планировала сразу весь год на прохождение в ускоренном темпе и уже полностью сама.

Я считаю, что использование “управления по результатам” учит не только дисциплине, оно также очень полезно для отработки навыков планирования, постановке и декомпозиции целей, способствует большей осознанности процесса. К сожалению, в школе у учителей нет возможности постановки индивидуальных долгосрочных целей, а массовые занятия позволяют только краткосрочные задачи на урок/ домашнее задание. Это совсем не то, и количество совершенно не способно перейти в качество. Так что развитие настоящей осознанной дисциплины в школе невозможно. Я разговаривала с довольно большим количеством людей, утверждающих, что они получили навыки дисциплины в школе, но совместный анализ их опыта неизменно показывал, что дисциплиной они обязаны чему-нибудь другому. Как правило, навыки дисциплины развивались для удовлетворения потребности детей в получении дополнительного образования (“а ты попробуй без дисциплины – у меня была музыкалка/художка и еще я очень хотела ездить верхом, а мама сказала, что конная секция – только если я учусь на все пятерки!” (С)) или при решении каких-то иных – целенаправленных и осознанных задач.

Надежда Ильина.

Originally posted at "Никакого дауншифтинга!" - workingly.ru



Смотри также:
Тест-рисунок Моя семья
Особенности воспитания малыша 1 года
Как не вырастить лентяя?
Письмо от Билла Гейтса
Цветик - семицветик. День рождения Девочки Саши - 4 года.
Конкурсы и игры для детских праздников
Ох уж эти детки. О детском непослушании.
Дети у телевизора. Нужно ли и можно ли детям смотреть современные мультфильмы?
Обучение в семье как альтернатива школьному образованию
Выбираем детский сад


Комментарии к статье Семейное образование: личный опыт


комментариев: 1

Елена 2016-02-26 13:45:16 пишет:
Мы учимся в Образовательном центре "Радуга знаний" в 5 или 8 классе, по обстоятельствам на семейном обучении. Обязательные предметы это математика и русский. Стоимость 4400, все остальные предметы проставляют автоматом и бесплатно. Присутствие ребенка только в 9 классе, а до этого все контрольные и аттестации проходим дома.

Добавьте комментарий:
Автор:

Комментарий:

Пожалуйста, введите символы с картинки:



 




Комментарии:

  Статья Сценарий праздника по мотивам серии Гарри Поттер:
Анастасия Абрамова : Здравствуйте! Откройте, пожалу...
Статья Как пылесос вредит здоровью?:
Магомед, который идет к горе : Встроенный пылесос решает все ...
Статья Опасные цветочные ароматы:
ЛолаЛола : то, что цветы сильно пахнут , ...
Статья Сценарий праздника по мотивам серии Гарри Поттер:
Женя : Светлана, напишите мне на почт...
Гостевая книга:
Рыбников Александр : Уважаемые коллеги, обратите Ва...
Статья Сценарий праздника по мотивам серии Гарри Поттер:
Дарья : Здравствуйте, если можно, напи...
Статья Как пылесос вредит здоровью?:
Анастасия : Помимо мешка, в пылесосе есть ...
Статья Сценарий праздника по мотивам серии Гарри Поттер:
Александра : Добрый день. Откройте, пожалуй...
Статья Аудиокниги для детей: о плюсах и минусах:
Вера : я считаю, что аудиокнига детск...







© 2009-2010 www.KalyakiMalyaki.ru

Главная | Авторам