Детская творческая студия "КалякиМаляки.Ру" он-лайн


Главная | О нас


Советы для жизни

Обеспеченное детство стимулирует интеллект


Как следует из доклада «Семьи времен экономического кризиса – безработные родители и их дети» (Families of Recession - Unemployed Parents & Their Children), бедность в семье – серьёзная угроза для молодого поколения. Столкнувшиеся с бедностью дети в три раза чаще становятся бедными во взрослой жизни, испытывают психологические трудности в плане самореализации, имеют недоразвитый мозг и сниженный интеллектуальный потенциал, чаще болеют и меньше живут.




Исследователь из университета Пенсильвании Марта Фарах заинтересовалась связью между социально-экономическим статусом и когнитивными (учебно-познавательными) успехами детей в те времена, когда сама пользовалась услугами нянь – естественно, они были беднее и хуже образованы. «Их дочери и сыновья, племянницы и племянники начинали жизнь явно с таким же потенциалом, как моя дочь и её друзья», - пишет Марта. – «Но шли годы, и я видела, что их пути расходятся. Тогда я и заподозрила, что у детей из семей с низким социально-экономическим статусом совсем иное представление о мире».

В результате нескольких экспериментов на проверку когнитивных функций - языка, памяти и визуальной обработки – Марта сумела наглядно показать, что дети из бедных семей демонстрируют худшие результаты по сравнению с детьми из обеспеченных семей. Исследования также показали, что IQ зависит от обстановки не меньше, чем от генетики. Какой же можно считать неблагоприятную среду для воспитания детей?

Особенности бедной семьи

В наибольшей степени страдают от бедности такие социальные группы как безработные, родители-одиночки (в особенности женщины), люди старшего возраста, а также иммигранты и национальные меньшинства. Впрочем, даже полная, но проблемная семья (где кто-либо из родителей имеет слабое здоровье или, например, увлекается спиртным) может с трудом перебиваться от зарплаты до зарплаты, ограничиваясь лишь самым необходимым. Часто причиной «перекоса» семейного бюджета становятся необдуманные кредиты.

Тем временем бедность ложится бременем на мозг человека. Она отнимает у него умственную энергию, растрачивая её на попытки преодолеть разрыв между расходами и доходами. Кроме того, необходимость дополнительного заработка изматывает человека и оставляет минимум времени на отдых и восстановление сил. В результате у бедных людей остается слишком мало когнитивных ресурсов для того, чтобы преуспевать на работе, в образовании и воспитании детей. По подсчётам исследователей, такой образ жизни отнимает у человека примерно 13 пунктов его естественного IQ.

Когда семье приходится бороться с бедностью, она меняется. Дети, чутко и открыто реагирующие на настроение родителей, всегда чувствуют, что в доме что-то изменилось – в нём поселилась тревога или уныние. Они реагируют даже на самые незначительные изменения в ритме повседневных дел, не говоря уже о том, что нередко становятся свидетелями семейных ссор…

Психологические установки бедности

Оскар Льюис, профессор Иллинойского университета в Чикаго, провёл в 50‑х годах ряд исследований образа жизни бедных семей и пришел к выводу, что низшие слои населения в условиях постоянной нужды вырабатывают собственные стереотипы восприятия и устойчивые модели поведения, которые передаются из поколения в поколение и способствуют постоянству бедности. Иными словами, бедность - это не только минимальный доход, но и особый образ мышления и стиль жизни.

Всё это внушается с детства, - причем сначала не напрямую, а как бы само собой разумеющееся. Взрослые говорят, а дети слушают разговоры о том, что всем «богачам» либо повезло, либо они воры. И чтобы ты ни делал, все равно останешься бедным. И поэтому зачем вообще что‑либо делать? Эти стереотипы мышления формируют у человека базовую внутреннюю уверенность в том, что бедность и трудности неизбежны, а успех недостижим. В целом синдром бедности так и проявляется - как смирение с бедностью и отсутствие каких‑либо активных действий, выходящих за рамки того, что делают окружающие пассивные люди той же социальной группы.

Влияние бедности на мозг и иммунитет

Учёные из Мичиганского и Денверского университетов на протяжении длительного периода времени вели наблюдение за детьми - начиная с 9 лет и до момента достижения ими 20 с «хвостиком». Те участники эксперимента, которые провели детство и юность в бедности (независимо от размеров их доходов в 25 лет), позже демонстрировали ослабление функций мозга – эту особенность учёные могли в буквальном смысле увидеть в ходе функциональной МРТ.

По сравнению с детьми из благополучных семей у выходцев из бедных семей был меньше размер двух областей мозга - миндалины мозжечка, отвечающей за эмоциональное здоровье человека, и гиппокампа, участвующего в формировании эмоций и переходе памяти из кратковременной в долговременную. Кроме того, учёные отметили сниженную активность в префронтальной коре мозга (лобные доли).

Исследователями было установлено, что детям из бедных семей гораздо сложнее контролировать свои эмоции во взрослой жизни – они не только вели себя более импульсивно, хуже справлялись со стрессом, но и с трудом концентрировались на заданиях. Эти факторы тесно сопряжены с трудностями в учёбе, развитием депрессий и тревожных расстройств.

«Хорошо известно, что негативный эффект бедности в детстве может стать причиной реализации целого каскада факторов риска для людей, уже ставших взрослыми», - говорит автор исследования доктор Луан Фан. – «Но до последнего времени мы не знали, как детская бедность влияет на работу мозга, особенно в плане регулирования эмоций. Кстати, если человек не способен удерживать негатив под контролем, то возникающий из-за этого стресс будет воздействовать и на его физическое здоровье».

Эту точку зрения дополняет доклад, опубликованный в журнале «Brain, Behavior and Immunity», согласно которому финансовое неблагополучие в детстве сильно укорачивает теломеры - концевые участки хромосом, находящиеся в ядре каждой клетки человеческого организма и защищающие ДНК от повреждений. При каждом делении клетки теломеры становятся короче, и когда их длины уже недостаточно для нового деления, клетка погибает. Когда речь идёт о клетках иммунной системы, вопрос набирает особую остроту, поскольку это сильно влияет на эффективность их работы, считают авторы статьи. «Чем короче теломеры, тем менее функциональны эти клетки», — пояснил руководитель исследования Шелдон Коэн (Sheldon Cohen) из университета Карнеги-Мэллон в Питтсбурге (США).


Edwin,

Смотри также:
Тест-рисунок Моя семья
Особенности воспитания малыша 1 года
Все помню
Как не вырастить лентяя?
Письмо от Билла Гейтса
Группы Смышленыши для детей от года до 3х.
Цветик - семицветик. День рождения Девочки Саши - 4 года.
Конкурсы и игры для детских праздников
Ох уж эти детки. О детском непослушании.
Тест для родителей. Относится ли Ваш ребенок к поколению Индиго?


Комментарии к статье Обеспеченное детство стимулирует интеллект



на данный момент комментариев нет

Добавьте комментарий:
Автор:

Комментарий:

Пожалуйста, введите символы с картинки:



 




Комментарии:

  Статья Мечта детства: дом на дереве:
анна и кристина : как строить мне 10 лет
Статья Как работает гироскутер? :
Alex : Однако дешевые гироскутеры мог...
Alex : Однако дешевые гироскутеры мог...
Статья Опасные канцелярские товары:
деш плей : а запах пермонентного маркера ...
Статья Внимание: ядовитые ягоды:
fgh : http://gfgf.ui
Статья Учимся создавать монотипии:
Кира : вау мы тоже в школе рисовали о...
Статья Пуговицы: поделки на все случаи жизни:
Елена : Замечательные идеи. Обязательн...
Статья В какие развивающие игры поиграть с мелками?:
на : тупой
Статья Выбираем полезный мёд:
не представился : Старым(плохим) мёд не бывает.К...







© 2009-2010 www.KalyakiMalyaki.ru

Главная | Авторам