Детская творческая студия "КалякиМаляки.Ру" он-лайн


Главная | О нас


Альтернативное образование

Действительно ли нужны домашние задания?


Мысль, что без домашних заданий школьное обучение неполноценно, настолько укоренилась в нашем сознании, что большинству взрослых на постсоветском пространстве трудно поставить под сомнение их ценность. Но есть и те, кто менее зависим от системы, и вслед за родителями Европы и Америки задаётся «странными» вопросами. Всегда ли оправданны задания на дом? Улучшают ли они успеваемость? Сколько времени можно отводить на домашнюю работу после школы? И что важнее: количество насильно втиснутых в ребёнка знаний, или их качество?




Невесёлая реальность: миллионы семей каждый вечер бьются над ненавистной «домашкой», порой сражаясь с громоздкими заданиями, выполнить которые не под силу 19 взрослым из 20 (да-да, это статистика). Иные родители уговаривают, оказывают давление или запугивают своих детей. Мало, наверно, отыщется людей, которые хотя бы раз в жизни не слышали классику: «Вот, пойдёшь дворником работать!..» Утомлённые после школы дети протестуют или, подчиняясь, впадают в хандру и зарабатывают неврозы. Не случайно учёные напрямую связывают чрезмерные объёмы домашней работы с нарушениями сна, повышенным уровнем стресса и ухудшением состояния здоровья.

Конечно, они терпеть не могут домашние задания – даже те из них, у кого нет проблем с успеваемостью. Это никак не связано с дисциплиной, воспитанием или банальной ленью. Всё дело в том, что отсидев за партой много часов подряд, детям хочется вернуться домой – а не в казарму, где они по-прежнему кому-то что-то должны. Ведь взрослые, за редким исключением, не приносят рабочие документы домой, чтобы сидеть над ними до двух часов ночи или все выходные напролёт. Кому бы такое понравилось, да ещё и бесплатно?

Что говорят исследования?

«Мы не нашли доказательств, что домашние задания помогают детям лучше учиться в школе», - говорит профессор Харрис Купер из Университета Дьюка, - психолог, специализирующийся в области образования. Собранные им данные доказывают, что, занимаясь только в классе, ученики начальных школ легче усваивают материал и получают лучшие оценки. Исключение составляет математика: решение простых примеров и задач действительно улучшает успеваемость по данному предмету. Но в среднем ребёнок в этом возрасте может эффективно использовать на домашнее задание только 20 минут!

В средней школе (с 6 по 9 класс) домашние задания дают минимальный эффект: успеваемость школьников повышается всего на 7%. Но какой ценой? Профессор Купер, проведя 120 исследований в 1989 году, и ещё 60 в 2006 году, выяснил, что внеклассная работа оказывает негативное влияние на готовность детей усваивать знания во время уроков. Зная, что потом всё равно придётся сидеть над «домашкой», многие дети начинают ходить в школу преимущественно ради общения и развлечений. От этого страдает дисциплина в классе, учителя срываются на крик, и качество самого учебного процесса опускается до уровня плинтуса.

Старшеклассникам домашняя работа все же приносит пользу: успеваемость на её фоне улучшается на 25%. Но и здесь необходимо знать меру. Например, у учеников, которые тратят на самостоятельную работу 1,5 часа времени в день, успеваемость лучше, чем у тех, кто тратит 4 часа. Поэтому на данном этапе критически важно сосредоточиться только на тех областях знаний, которые гарантированно пригодятся конкретному подростку в дальнейшем. Так, например, математика часто оказывается нужной только на самом элементарном уровне, чтобы прикинуть сдачу в магазине. И зачем, спрашивается, было тратить десятки часов юности на вычисление интегралов?..

Ещё одно исследование, проведённое профессором Джеральдом Ле Тандром, главой департамента по изучению политики в области образования в университете штата Пенсильвания, показало пугающую взаимосвязь между образовательной программой и уровнем жизни. Оказывается, максимум заданий дают школьникам в странах с низкими доходами и значительным социальным неравенством. Срочно делаем выводы, дамы и господа…

Альтернативы

Многие зарубежные учебные заведения уже отказались от практики задавать уроки на дом, или хотя бы позволяют ученикам всласть побездельничать на выходных, чтобы не настраивать детей против школы и науки в целом. Учителя и родители сошлись на том, что детям необходимо оставить свободное время на то, чтобы быть просто детьми. Кроме того, они убеждены, что значение имеет вовсе не количество решённых «для галочки» задач, выученных наизусть стихов и написанных сочинений, а умение ребёнка применять полученные в школе знания на практике.

У нас на такие темы особенно не пофилософствуешь: инициативу могут взять в свои руки только мудрые и любящие родители. Те, кто понимает, что в 80% случаев уроки делать необязательно – поскольку никакой реальной пользы большая часть заданий детям не принесёт. Оставшиеся 20% можно посвятить устранению пробелов в понимании отдельных тем и закреплению ключевых моментов из пройденного в школе материала.

Выполняя домашние задания по-минимуму, дети смогут заниматься более интересными вещами, которые развивают полезные навыки, уверенность в себе и просто приносят радость. Читать в своё удовольствие те книги, которые им нравятся. Без дикой спешки и термоса с чаем в рюкзаке посещать спортивные секции или бассейн, укрепляя своё здоровье. Проводить больше времени на свежем воздухе или ходить в гости к детям по соседству. Смотреть хорошие фильмы вместе со всей семьёй. Помогать взрослым поддерживать порядок и чистоту в доме и научиться готовить простые блюда. Рисовать или заниматься любым другим творчеством…

Некоторые родители считают, что стоит только дать детям волю, их не вытащишь и за уши из интернета. Возможно, в чём-то они правы, - но ведь именно взрослые устанавливают правила в доме! Всегда можно предоставить ребёнку свободный выбор: или интернет плюс домашние задания, или свободный вечер с оффлайн-развлечениями и приятным общением в кругу семьи. Как думаете, что выберет школьник? Вопрос риторический…


Edwin,

Смотри также:
Тест-рисунок Моя семья
Особенности воспитания малыша 1 года
Письмо от Билла Гейтса
Цветик - семицветик. День рождения Девочки Саши - 4 года.
Конкурсы и игры для детских праздников
Ох уж эти детки. О детском непослушании.
Как не вырастить лентяя?
Дети у телевизора. Нужно ли и можно ли детям смотреть современные мультфильмы?
Обучение в семье как альтернатива школьному образованию
Выбираем детский сад


Комментарии к статье Действительно ли нужны домашние задания?



на данный момент комментариев нет

Добавьте комментарий:
Автор:

Комментарий:

Пожалуйста, введите символы с картинки:



 




Комментарии:

  Статья Сценарий праздника по мотивам серии Гарри Поттер:
Анастасия Абрамова : Здравствуйте! Откройте, пожалу...
Статья Как пылесос вредит здоровью?:
Магомед, который идет к горе : Встроенный пылесос решает все ...
Статья Опасные цветочные ароматы:
ЛолаЛола : то, что цветы сильно пахнут , ...
Статья Сценарий праздника по мотивам серии Гарри Поттер:
Женя : Светлана, напишите мне на почт...
Гостевая книга:
Рыбников Александр : Уважаемые коллеги, обратите Ва...
Статья Сценарий праздника по мотивам серии Гарри Поттер:
Дарья : Здравствуйте, если можно, напи...
Статья Как пылесос вредит здоровью?:
Анастасия : Помимо мешка, в пылесосе есть ...
Статья Сценарий праздника по мотивам серии Гарри Поттер:
Александра : Добрый день. Откройте, пожалуй...
Статья Аудиокниги для детей: о плюсах и минусах:
Вера : я считаю, что аудиокнига детск...







© 2009-2010 www.KalyakiMalyaki.ru

Главная | Авторам