В период от 9-10 месяцев до полутора лет ребенок переживает очень важное для своего развития время: с одной стороны, он начинает осознавать свою обособленность от мамы, с другой – понимает важность связи с ней. Это служит главной причиной так называемой регрессии в поведении
Важнейшая сфера, которую именно сейчас придется освоить, – это наука запретов и связанное с ней формирование эмоциональной сферы малыша. От того, как мама и другие взрослые решают эти вопросы с ребенком такого возраста, напрямую зависит психологическое благополучие ребенка в будущем.
Именно сейчас Вам предстоит сделать первые шаги на дороге воспитания ребенка, а именно, создать для него систему неких запретов, но это не значит, что речь идет введении каких-то чрезмерных строгостей. Формирование системы запретов - не опасный, а наоборот, крайне важный для развития детской психики этап.
Итак, какие же именно воспитательные воздействия и другие меры наиболее уместны в этот период?
Прежде всего, малышу не должно быть «нельзя» слишком много вещей сразу. Для этого в приоритетах необходимо определиться, прежде всего, самим родителям. Ваши раз и навсегда установленные требования должны высказываться спокойным, ровным тоном. Вы можете позволить себе гнев, если ребенок нарушает запрет, и не стоит ругать себя за это. Однако гнев никогда не может переходить в злобу, враждебность, унижение ребенка и обидные для него высказывания и действия.
Вы и малыш должны понимать, что есть определенные рамки, установление которых, как мы уже знаем, необходимо. Но при этом недопустимы «двойные стандарты»: то, чего нельзя при папе, вполне нормально наедине с мамой. Это сведет все Ваши усилия на нет и даже может спровоцировать психосоматические реакции у абсолютно запутавшегося ребенка.
Правила должны быть незыблемы еще и для того, чтобы у крохи не возникло соблазна «поиграть» с Вами: а что будет, если я сделаю не так? Для пресечения такого поведения, истерики или актов агрессии у малыша вполне подойдет способ «физического воздействия»: перенести его в другую комнату, прижать к себе, пока не успокоится, или удерживать ручки, если он, например, шлепает Вас по лицу. Также можно попробовать быстро отвлечь малыша. Ваши действия должны сопровождаться спокойными пояснениями, почему Вы это делаете (потому, что это против правил). Задействуйте также и возможности своей мимики. Наказывать маленького, пока он не освоился с новыми правилами, не стоит.
При этом будьте наблюдательны: если ребенок часто демонстрирует агрессивность («бьет», кусается, щиплет), это может свидетельствовать о недостатке внимания или, напротив, чрезмерном количестве запретов.
В то же время слезы ребенка в этом возрасте не говорят о том, что он испытывает горе или боль. Просто у него нет других способов, чтобы показать свое недовольство. Конечно же, это тоже заслуживает внимания, но не волнения.
Учитывая растущую потребность ребенка в познании окружающего мира, необходимо действовать превентивно: лучше спрятать все ценное для Вас или вредное для ребенка - косметику, лекарства, украшения, хрупкие предметы обихода. Стоит как-то обезопасить малыша, если есть вероятность наткнуться на острые углы мебели, открывающиеся дверцы шкафов. В то же время позаботьтесь о новых игрушках для маленького исследователя. Для этого возраста, прежде всего, рекомендуются игрушки из нескольких похожих элементов, которые можно вкладывать один в другой, пирамидки, кубики, игры-вкладыши, крупные легкие машинки (или то, что можно катать), мячики. Подойдут фигурки людей и животных, изображения посуды и других предметов обихода (чашка, кроватка).
В самой игре нужно стараться переходить от действий-демонстраций малышу чего-то, от игры «за» ребенка к игре «вместе» с ребенком. В процессе такой игры «называйте» новые предметы, поясняйте их свойства, особенности.
Источник: по материалам сети Интернет |