Дорогие мамы и идущие к ним в комплекте бабушки и тёти! Давайте вспомним, сколько раз случалось такое, что вам срочно надо было что-то готовить на кухне (или убирать в доме), а малыш капризничал, требовал внимания или хотел играть вместе? Что вы предпринимали в подобных ситуациях? Я уверена, что 90% из вас делали простое движение рукой и включали телевизор. Усаживали малыша поудобнее перед экраном и со спокойной душой отправлялись заниматься своими делами. А что, - скажете вы, - пусть смотрит мультики, это же для детей специально и придумали, чтобы маме было легче с ребёнком управляться… Но мало кто задумывается, так ли безопасны посиделки крохи за просмотром разноцветных движущихся картинок.
Большинство современных мультфильмов не только не развивают ребенка, но и могут нанести непоправимый урон его ещё несформировавшейся психике. Да нет же, - скажете вы, - чего такого страшного в западных мультфильмах про кота Тома и мышонка Джерри, про Гуффи и Микки Мауса, Дональда Дака и Винни Пуха? Там ведь нет сцен насилия, нет «стрелялок» и крови… Но всё ли так благополучно и познавательно для вашего ребенка? Давайте вместе пройдёмся по самым известным детским мультфильмам.
Самым маленьким зачастую родители включают безобидные на первый взгляд мультсериалы, где главными героями выступают забавные зверушки. Например, «Том и Джерри», где вредный мышонок и слегка туповатый кот скачут по экрану и подстраивают друг другу ловушки, разыгрывают каверзные ситуации. Дерутся, бьют друг друга по голове тяжелыми предметами – и через секунду как ни в чём не бывало продолжают свою бесконечную погоню! Вам смешно, малышу смешно… но в подсознании ребенка может отложиться – раз так делают, значит и я смогу! Вот отсюда и начинается бытовой травматизм – прыгнул со стула малыш и разбил голову – он-то думал, что получится как у героя мультфильма «Гуффи и его команда» - который в одном из эпизодов прыгнул с огромной высоты – но не разбился, а спружинил как резиновый мяч! «Утиные истории» - про дядюшку Скруджа и его скупость уже ходят легенды, он всегда в погоне за золотом, готов за деньги отдать жизнь, а его племянники – всё время попадают в нелепые истории…
Для детей постарше (6-14 лет) западная мультиндустрия не так давно начала выпускать целые мультсериалы, самыми популярными из которых на сегодняшний день являются «Эй, Арнольд!», «Злюки-бобры», «Ох уж эти детки», «Спанч Боб», «КотПёс», «Ракеты», «Дикая семейка Торнберри» и т.д. Героями этих мультфильмов являются дети и подростки странной внешности, большеголовые, с «паучьими» ручками и ножками… В этих мультфильмах нет ни одного персонажа с нормальными пропорциями, и ведут они себя не всегда адекватно. Сомнительными, на мой взгляд, являются мультфильмы «Семейка Аддамс» и «Настоящие Монстры». В первом показана семья вампиров с дворецким-Франкенштейном, бабулей-ведьмой и кучей родственников демонической наружности. Во втором – в кадре разгуливают уродцы из кунсткамеры – человекоподобное создание, носящее в руках свои же глазные яблоки, маленький монстр с большими ушами, и ещё один странный персонаж – длинный леденец, раскрашенный в черно-белую полоску.
Мультфильмы, которые впору назвать «взрослыми» – «Бивис и Батхед», «Симпсоны». Эти произведения мультиндустрии врядли пойдут на пользу как ребёнку, так и его родителям. Героями этих культовых мультсериалов являются среднестатистические американцы, которым смешно видеть в мультгероях самих себя. Выглядят герои недалёкими, и их проблемы уж очень отличаются от детских: Бивис и Батхед – два половозрелых подростка, называющих друг друга всякими непотребными словами, только и мечтающие «подцепить какую-то тёлку». Самый популярный мультипликационный герой Америки – Гомер Симпсон – души в своей семье не чает, но его врядли можно назвать примерным отцом и мужем: «Гомер забывает о днях рождения, годовщинах, праздниках, жуёт с открытым ртом, торчит в сомнительном баре с бездельниками и пошляками, сморкается в полотенца и кладёт их обратно, а так же чешется ключами».
По мнению психологов, систематический просмотр телевизора (мультфильмов в частности) вызывает психологические проблемы, которые могут усугубиться, когда ребенок станет взрослым. Поэтому надо трижды подумать, прежде чем доверить ваше чадо «на воспитание» телевизору. Страшно подумать, что ребенок впитает в себя, просматривая не всегда качественные творения западных мультипликаторов. Пока он маленький и не способен анализировать увиденное, малыш впитывает в себя как губка стереотипы мышления и поведения окружающих его людей. А если маму с папой заменяет телевизор? Даже в том случае, если ребенок не будет смотреть сомнительные мультсериалы, а лишь красивые полнометражные рисованные мультфильмы («Алладин», «Золушка», «Белоснежка», «Бемби» и т.п.), они видят вот что:
- Стереотипизация внешности. Первый образ, который воспринимает ребенок – образ женщины, архетип матери. Зачастую, главных героинь мультфильмов рисуют яркими и запоминающимися, потому что маленьких детей привлекает всё цветное. Стереотипными являются лица и фигуры (наделенные яркими физиологическими признаками пола).
- Маскулинизация (омужествление) главных героинь – они дерутся как мужчины, сами справляются с трудностями, самодостаточны и горды, смотрят на мужчин свысока (Фиона из «Шрека», женщина-капитан из «Планеты сокровищ»).
- Элементы эротики и сексуального поведения в мультфильмах. Снова-таки, «Том и Джерри». У кота Тома в нескольких эпизодах появляется подружка-кошечка, которая ведет себя очень уж вызывающе для детского мультфильма. Том же в её присутствии ведет себя по-хамски – может ущипнуть, поцеловать взасос, кушать, чавкая и плюясь слюной, а кошечка воспинимает это как должное. В мультфильме «Шрек» зелёный великан ворует принцессу и несёт её на плече как мешок с картошкой, откровенно разглядывает и щупает. Видя это, девочка на подсознательном уровне впитывает поведение женского персонажа, а мальчик – мужского.
- Подмена ценностей и образов происходит на уровне подсознания: мультгерои ведут себя вызывающе и могут откровенно заигрывать друг к другу, девушки демонстрируют свои «формы» (Жасмин из «Аладдина», девушка племени майя из «Эльдорадо») и пользуются взрослыми женскими уловками. В подсознании детей откладывается, что настоящая женщина должна вести себя именно так – девочки будут стремиться в будущем стать такими же сексуальными и доступными, а мальчики будут искать половинку с такой же фигурой и поведением. Отвергается само понятие скромности и целомудрия, что неприемлемо в славянской культуре.
Следует помнить, что телевизор – всего лишь способ развлечься, и то весьма сомнительный, поэтому доверять ему самое дорогое – собственного ребенка - не стоит. Общение с «ящиком» никогда не сравнится с полноценным общением с родителями. Категорически запрещать детям просмотр мультфильмов не имеет смысла – они найдут способ их посмотреть. Поэтому лучше предложть альтернативу – интересную книгу или познавательную телепередачу. Если же отказаться от мультфильмов невозможно – родители, возьмите это на свой контроль: просмотр должен быть совместным и с последующим разговором на тему увиденного, чтобы разбить стереотипные подмены в самом начале их возникновения.
|