Кружок СМЫШЛЕНЫШИ - группы раннего развития для мам с малышами от годика до трех лет. В каждой группе мы подбираем малышей, разница в возрасте которых составляет не больше, чем пол года, колличество детишек в 1й группе не больше 6-ти, а для самых маленьких - годовасиков - не больше 4-х человек.
Занятия в Группе раннего развития можно – весьма условно – разбить на несколько блоков.
Первый блок – пальчиковые игры («Доброе утро, ручки», «водичка, водичка, умой мое личико», «вьюшки», «Замок» и несколько новых пальчиковых игр).
Затем – хороводы ( Карусели, «Именины», «Три веселых братца», «Пошел король по лесу» и др).
Потом – игра «Дует ветер», сбегание-разбегание
Блок ритмических игр- стучалок («тихий дождик» «потопали, потопали» и др)
Жестовые подражательные игры («есть у нас капуста», «поедем, моя милая, в деревню жить)
Развивающие игры, например «волшебный мешочек»
Если есть возможность, проводим игры на развитие общей моторики и координации движений – ползаем, проползаем, устраиваем Полосу Препятствий, катаем - кидаем мячики.
Творческое занятие посильное малышам этого возраста (то, что называется, «в зоне ближайшего развития») – лепка, аппликация, рисование. Мы используем в работе гуашь, соленое тесто, цветную бумагу и картон, разнообразный природный материал.
Завершает занятие Кукольная сказка.
Ритуал прощания: прощальный хоровод.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальчиками приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятное эмоциональное общение с мамой, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка (попытки повторить некоторые слова, звуки, фразы.)
3. Малыши учатся концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет сопровождать упражнения короткими стихотворными строчками, его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается ПАМЯТЬ ребенка, так как он учится запоминать положения рук и последовательность движений.
6. Развивается воображение и фантазия.
7. Мышцы кистей рук и пальцев приобретают силу, подвижность и гипкость, что в дальнейшем очень поможет в овладеванием навыками письма.
С какого возраста можно заниматься пальчиковой гимнастикой?
Многие специалисты советуют начинать уже с 5-7 месяцев, но вплоть до 4-5 лет занятия будут ОЧЕНЬ полезны и эффективны.
Примерно с 10 мес. ребенка нужно учить:
- катать между ладошками шарики и палочки разного размера
- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска пластилина или теста
- перекладывать из одной емкости в другую всякие мелкие предметы( бусинки, крупу,пуговички и т.п.)
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях!
Бывает, что малыши побаиваются или стесняются новых людей на занятиях, но присмотревшись, привыкнув, они втягиваются в игры, начинают смелее давать ручку в хороводе, воспринимать слова других взрослых. Некоторым детям на привыкание надо 5 минут, а некоторым - 5 занятий, но все же прогресс виден у каждого из них. Дети в полтора-два года уже очень интересуются ровесниками, и хотят с ними играть, поэтому в норме их не нужно долго упрашивать войти в зал. Другое дело, что играть вместе дети в этом возрасте умеют редко, и этому нужно специально учить.
Чем хороши занятия в группе - малыши быстро перенимают друг у дружки любые идеи, они за компанию играют пальчиками, водят хороводы, рисуют. А еще им нравится вместе бегать, вместе топать, вместе кричать – и это тоже неплохо!
Есть дети, которые так сильно стесняются, что вцепляются в маму и не дают ей учавствовать в занятии, не отпускают ее руку. А есть наоборот - бегают по всему залу и не обращают внимание на происходящее. Наши занятия актуальны как раз и тем и другим малышам. Очень часто, приходя домой, они начинают показывать и рассказывать то, что было на занятии, а это значит, что они действительно чему-то научились, посмотрели, как другие малыши ведут себя в этой обстановке, и через некоторое время они так же будут учавствовать в занятиях.
Наши занятия всегда начинаются с одних и тех же пальчиковых игр. Малыши очень любят повторы, это начало для них своеобразный ритуал, который не должен меняться целый год. Дети по сути консерваторы, для них неизменный порядок вещей это надежность, безопасность и спокойствие. Постепенно, к хорошо известным уже стишкам мы добавляем по 2-3 новых, чуть усложняя движения и темп. Некоторые игры заменяем, а потом вдруг вспоминаем снова - это как найти вдруг любимую игрушку, которую давно потерял :)
Приветствие.
Ведущий звонит в колокольчик и приглашает всех сесть.
Мамы и малыши рассаживаются в круг на коврике, малыши обычно на коленках у мам, или рядом.
Вначале - пальчиковые и жестовые игры на различие частей тела:
Доброе утро, ручки,
Вы проснулись?
Доброе утро, ножки!
Вы проснулись?
Доброе утро, щечки,
Доброе утро, ушки,
Доброе утро, животик,
Доброе утро, спинка,
Доброе утро, плечики,
Доброе утро, пальчики!
Пальчики проснулись
и потянулись, потянулись!
Чтобы малыш охотней дома умывался, неплохо проговаривать ему вот такую потешку:
Водичка, водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.
Учимся выделять 1 пальчик, раскрывать кулачки:
Сначала – большие Вьюшки – крутим кулачками.
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу!
Заколачиваю, приколачиваю!
Потом – маленькие Вьюшки – пальчиками.
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу!
Заколачиваю, приколачиваю!
Сорока - сорока
Кашку варила
Деток кормила...
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик малышок
И зовут его - ...имя
Сцепить пальцы в замок не так-то просто, если тебе полтора-два года! Но эта игра малышам очень нравится, и они с удовольствием играют в нее, и не раз.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли!
Это тоже ритмическая жестовая игра на различение частей тела. Детям нравится хлопать в ладоши, и нравится, когда их щекочут – «кусают комарики».
Дарики, дарики,
Ай да комарики!
Вились, вились,
Вились, вились,
В носик вцепились!
В ушко вцепились!
В волоски вцепились!
В коленки вцепились!
-Закусали нас комарики. Давайте их прогоним:
-Кыш-кыш-кыш!
Во время пальчиковой гимнастики главная задача мамы - заинтересовать ребенка. Если малыш видит, что маме скучно, он никогда не будет за ней повторять. Пока детки маленькие, лучше брать ручки малыша в свои и выполнять движения вместе, позже ребенок будет уже самостоятельно делать упражнения и с большим удовольствием. :)
Некоторые дети не играют в пальчиковые игры на занятиях, но потом вспоминают все те же игры дома – начинают изображать «вьюшки» и «замок», загибают пальчики. Когда вокруг много незнакомых людей, больших и маленьких, дети стесняются, и им некогда пальчиками играть, но они все запоминают! Даже те дети, которые бегают и носятся во время пальчиковых игр, тоже каким-то образом ухитряются запоминать наши игры, и дома нередко показывают маме и движения, и даже слова!
После пальчиковых игр переходим к хороводам. По началу многие детки боятся дать руку кому-то кроме своей мамы, и тут приходит на помощь обруч :)
Начинаем с самых простых хороводов - движения по кругу, затем играем в более сложные хороводные игры, где меняется темп, сбегаемся и разбегаемся, движения и слова усложняются.
Еле - еле,
Еле - еле
Мы крутили карусели...
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите...
Три веселых братца гуляли по двору.
Три веселых братца затеяли игру.
Делали головками ник-ник-ник,
Пальчиками ловкими чик-чик-чик.
Хлопали ладошками хлоп-хлоп-хлоп.
Топотали ножками топ-топ-топ.
В это игре важно, чтобы малыш учился координировать свои движения с текстом игры. Очень развивает способность сконцентрировать внимание, умение воспринимать речь другого человека. Часто ребенок выполняет движения, но с некоторым опозданием - это совершенно нормально, чтобы с ориентироваться в ситуации и соотнести свои движения с движениями других детей, малышу нужно время. Зато, вскоре, его реакция будет все быстрее и быстрее.
После хороводов дети и мамы рассаживаются за столики, и мы играем в дождик.
Блок ритмических игр - стучалок.
Такая игра тоже учит вовремя переключаться, различать движения пальчиками и ладошкой, выделять один пальчик.
Тихий, тихий, тихий дождик.
Дождик, дождик, кап-кап-кап!
Сильней, сильней, сильнее дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап!
Сильный-сильный-сильный ливень!
Гром! Гром! Гром!
В небе молния блестит!
Потопали, потопали,
До тополя дотопали,
До тополя дотопали
Чуть ноги не оттопали!
Далее идет блок развивающих игр.
Это, конечно, сенсорика - развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.
И развитие речи, памяти - что спряталось, что изменилось?
И знакомство с окружающим миром - новые слова, новые предметы, новые животные, новые ощущения и много - много еще нового и интересного!
[img4]
Конструирование - работа с различного вида конструкторами, выполнение работы с опорой на образец, выкладывание рисунков из геометрических фигур, блоков Дьенеша, кубиков Никитиных, палочек Кюизенера.
Творческое занятие – очень важная часть наших встреч.
И самая важная роль здесь именно у мамы. Если во время хороводов и пальчиковых игр дети практически все задания могут сделать сами, то во время лепки и рисования детям очень нужна доброжелательная и своевременная помощь родителей.
Здесь важно помнить, что для ребенка важен сам процесс, когда как для мамы - важен результат. Иногда родители впадают в крайности: одни требуют, чтобы ребенок все выполнял сам, другие, наоборот, отнимают у малыша кисточку и делают все сами – аккуратненько. Лучше возьмите вторую кисточку и творите ВМЕСТЕ с ребенком.Это даст ему намного больше, чем ровно нарисованная дорожка или идеально скатанная колбаска.
Кукольная сказка завершает наше занятие. В это время дети должны тихо сидеть на коленках у родителей, «иначе сказка не придет». Перед показом сказки ведущий зажигает свечку, а когда сказка заканчивается, дети сами задувают огонек.
Прощальный хоровод - тоже важный ритуал, малыш уже знает, что занятие заканчивается и пора идти гулять. Мы все встаем в круг, и называя всех, прощаемся с каждым из малышей.
|