Природой изначально было задумано так, чтобы мы использовали речь по-разному: защитнику и добытчику она практически ни к чему, а вот хранительнице очага надлежало поддерживать тесные связи с соплеменниками и обучать детей. Поэтому у мальчиков и девочек функционирование мозга заметно отличается, помогая одним совершенствоваться в точных науках, а другим — в гуманитарных областях. Непонимание этого обычно приводит к конфликтам в семье, в школе, трудностям в общении и занижению самооценки.
Только факты
Недавние исследования показали, что ребёнок овладевает умением распознавать речь матери еще в утробе и отличает родной язык от иностранных. В четыре месяца младенец может опознать движения губ, соответствующие произнесению гласных. К году ребенок начинает ассоциировать слова с их смыслом, а к восемнадцати месяцам начинает накапливаться словарь, который к двум годам достигает 1-2 тысяч слов. И зависит эта цифра, прежде всего, от пола ребёнка.
Девочки не только запоминают вдвое больше слов, но и говорить начинают раньше, чем мальчики. К тому же речь девочек внятна почти на 100%. А вот к мальчики частенько попадают на приём к логопеду с одной и ирй же родительской претензией: «Он не умеет правильно говорить». У мальчиков хуже произношение, проявляется склонность мямлить, чаще проглатывают окончания. А в более старшем возрасте они часто пользуются словами-паразитами («умм», «э-э», «типа») и имеют менее чёткий почерк.
Психиатр доктор Майкл Левис, автор труда «Социальное поведение и его связь с языком», провел эксперименты, которые показали: матери говорят с девочками чаще и больше, чем с мальчиками. Учёный считает, что родители всего лишь откликаются на природные склонности мышления детей. В то же время мать, которая пытается разговорить своего сына, будет разочарована, получая в ответ на свои слова только односложные замечания. У подростков та же самая картина: если попросить девочку-подростка рассказать, например, о вчерашней вечеринке, она даст подробный и красочный отчёт обо всём, что там было (кто что кому сказал, какие чувства при этом испытывал и как каждый был одет); на тот же вопрос наш мальчишка-подросток промямлит «Всё было нормально».
Специализация полушарий
Всему этому есть простое объяснение: у девочек за речь отвечает особая область, расположенная во фронтальной части левого полушария, и несколько меньшая по размеру область, находящаяся в правом полушарии. Наличие областей речи сразу на двух полушариях позволяет женщинам лучше владеть речью, быстрее и легче обучаться иностранным языкам, усваивать грамматику, пунктуацию, орфографию. При этом женский мозг свободен для выполнения других задач, что позволяет прекрасной половине заниматься несколькими делами одновременно. Мужчины были поражены, впервые узнав о том, что женщины действительно обладают такой способностью: им казалось, что дамы всего лишь болтливы.
Когда говорит мальчик, сканирование по методу магнитного резонанса показывает активность всего левого полушария, которое заведует речью, — однако особого речевого отдела у него нет. Как следствие, мальчики не очень хорошо говорят. Оно и понятно: в процессе эволюции мужчине надо было добывать пищу, а не болтать. На охоте общение ограничивается серией мимических сигналов, и охотники часто часами молча наблюдают за своей добычей, не разговаривая друг с другом.
Однако у мужчины появился механизм компенсации, объясняющий его тягу к сложным словам. Не имея в мозгу специальной области, отвечающей за речь, охотник нуждался в способности передать большое количество информации с помощью минимального количества слов: вот почему в задней части левого полушария мозга у него возникла специальная область, отвечающая за словарь. Сегодня мужчины используют фразеологию в качестве оружия в словесной борьбе друг с другом: достаточно обвинить оппонента в «нечётко сформулированной мысли», как он теряет авторитет. У женщин же за словарь отвечают фронтальные и задние части обоих полушарий, поэтому формулировка термина и смысл слова для женщины не особо важны: она полагается на интонацию (когда надо передать смысл), на мимику и жестикуляцию (при выражении эмоций).
Школьные победы и поражения
С первых дней мальчики в школе учатся плохо и получают плохие отметки по гуманитарным дисциплинам, поскольку речь у них развита хуже, чем у девочек. В результате они и чувствуют себя глупыми на фоне более способных одноклассниц и становятся шумливыми и грубыми. Далее следуют записи в дневниках, выговоры и даже звонки родителям. А ведь всё дело в том, что подход ко всем детям должен быть изначально разный.
Но проходит несколько лет, и уже в средней школе девочки начинают отставать по физике и тем предметам, где требуется пространственное воображение. И с ними ситуация куда сложнее: существует множество специальных классов коррекции, которые полны мальчиков, чьи родители надеются, что их отпрыски научаться правильно читать, писать и говорить, — но нет подобных классов для девочек по предметам, которые им при всём желании даются с трудом! В результате девочки просто перестают понимать эти предметы.
Несколько школ в Англии ввели раздельное обучение мальчиков и девочек по отдельным предметам: английский язык, математика и естествознание. Например, колледж Шенфильда в Эссексе отказался от уже привычной конкуренции между мальчиками и девочками. В математических задачах девочкам задают вопросы о разведении садов, в то время как мальчикам дают задачи, в которых упоминаются инструменты. Такого рода сегрегация основана на естественных предпочтениях, которые определены организацией мужского и женского мозга. Полученные результаты впечатляют: по английскому языку результаты мальчиков в четыре раза выше среднего уровня в Англии, а результаты девочек по математике и наукам превосходят результаты, полученные в других школах, практически вдвое!
Исочник: Психологический практикум
|