Идея этой игры-конкурса народилась под впечатлением, оставленным посещением соревнований по спортивному ориентированию. Это увлекательный вид спорта, в котором участники с компасом и картой бегут через лес по маршруту, заданному организаторами, отмечаясь на контрольных пунктах. Выигрывает тот, кто пробежит дистанцию быстрее. Очень популярным в последнее время становится вид соревнований (иногда - это один из этапов, иногда - отдельный вид) получивший название "лабиринт". На небольшой открытой поляне устанавливаются искусственные ограждения и контрольные пункты. Те и другие нанесены на карту, вручаемую участнику на старте. Спортсмен должен за минимальное время пробежать через контрольные пункты, указанные на карте в определенной последовательности. Это, кажущееся на первый взгляд простым, задание зачастую вызывает сложности даже у опытных спортсменов. После нескольких кругов вокруг небольших и очень похожих друг на друга заборчиков "крыша основательно съезжает": начинается путаница с направлением и очередностью "взятия" контрольных пунктов.
лабиринт по-взрослому
Мы задумали провести нечто подобное для учеников второго класса. Местом проведения назначили небольшой участок территории школы, поросший лесом, примерно 15х15 метров, порядка 20-25 деревьев. Накануне произвели разведку местности и сняли "карту". Обозначили будущее место старта - асфальтированную площадку и кружочками отметили растущие на импровизированном полигоне деревья. Особой точности расположения и выдерживания масштаба здесь не требуется. Дома карту перерисовали в графическом редакторе и в нескольких вариантах разработали маршруты движения - соединили часть кружочков последовательно стрелочками, начиная и заканчивая их на ближайшем к асфальтированной площадке дереве. Маршруты умышленно сделали несколько разной степени запутанности, чтобы внести элемент разнообразия.
Напечатали каждую карту в нескольких экземплярах. Кроме этого подготовили небольшие контрольные листки с табличкой из двух строчек - номер пункта и отметка прохождения. Кроме того, на контрольном листке присутствовало место для записи фамилий участников (решено было запускать их попарно), времени старта и финиша (впрочем, ввиду неопытности участников в ходе игры время фиксировать не стали, отмечали лишь успешное "прохождение дистанции").
Контрольные пункты. На каждом дереве булавками прикололи лист бумаги, с нанесенным изображением - звезда, треугольник, круг и т.п. и повесили на ниточке цветной фломастер. На этом подготовка была закончена.
Участников, как уже было сказано, запускали попарно. Вручали одному из них карту, второму - импровизированный планшет для жесткости и карточку для отметок. На первом пункте им помогал один из родителей сделать первую отметку - перерисовать кружочек фломастером в табличку. После того, как первая пара проходила пару пунктов, запустили следующую пару, затем следующую... через несколько минут поляна превратилась в муравейник из блуждающих с сосредоточенным видом детей, озирающихся по сторонам либо уткнувшихся в карту. Пары, в состоянии близком к депрессии мы отлавливали, по-новой разъясняли правила, и помогали пройти часть дистанции. Вскоре, дело пошло. Первыми выскочили самые нетерпеливые с заполненной неправильными отметками табличкой. Им выдали новую карточку и снова завернули на маршрут. Через некоторое время появились и участники с верными отметками.
Лабиринт, при в общем-то несложной подготовке, неизменно пользуется успехом как у детей, так и у взрослых. Задания можно разнообразить, удлиняя дистанцию, фиксируя время прохождения, вводя режим эстафеты. Стоит начать, и идеи льются широкой рекой.
Реквизит: схемы маршрутов, карточки отметок, набор фломастеров, моток толстой капроновой нитки и скотч (крепление фломастеров на деревья), булавки или мебельный степлер (для крепления листа бумаги на дерево). Возможно, часы с секундомером.
|