Небольшая подборка игр для развития речи, словарного запаса и расширения кругозора. Могут заполнить паузу между занятиями, занять детей на прогулке или быть творчески использованы на детском празднике. Рассчитаны на дошкольный возраст, но с небольшими вариациями и усложнениями вполне могут пригодиться и для детей постарше.
1: Назови слово, противоположное по значению
Водящий бросает одному из детей мяч и говорит, например слово высокий. Учащийся возвращает ему мяч и называет противоположное по значению слово - низкий. Затем игра продолжается с другими словами, например длинный, широкий, глубокий, мелкий.
2: Красный - белый
Ведущий предлагает детям внимательно вслушаться в слова и определить, в каком из них есть заданный звук. При наличии такого звука в произнесенном слове учащиеся поднимают красный флажок, при отсутствии его - белый.
3: Кто назовет больше слов?
Ведущий называет какой - нибудь звук и предлагает детям назвать слова, в которых он встречается. затем дети становятся в круг. Один из играющих бросает мяч. Тот, кто его поймает, должен произнести слово с этим звуком, после чего получает фишку. Тот, кто не придумал слова или повторил уже сказанное товарищем, фишку не получает. Победитель определяется по количеству набранных фишек.
4: Купи цветок
На наборном полотне выставляются открытки с изображением цветов - это "цветочный магазин", карточки с кружками - "деньги". Ведущий обьясняет, что каждый может купить лишь тот цветок, в названии которого столько частей (слогов), сколько кружков у него на карточке. Кто правильно определит, какой цветок он может купить, получает открытку ("покупает цветок"). Выигрывает тот, у кого больше "цветов".
5: Телеграф
Ведущий говорит: "Дети, сейчас мы будем играть в телеграф. Я буду называть слова, а вы их передавайте по телеграфу в другой город. Например, слово папа. Сколько в нем слогов? (Два). Сколько раз нужно стукнуть в барабан? (Тоже два)". Затем постепенно вводятся трехсложные и односложные слова (ма - ши - на, стол, дверь и др.). В дальнейшем можно предложить детям самостоятельно называть слова, которые надо передавать по телеграфу.
6: Продолжай!
Играют две команды. Ведущий называет несколько слов, которые начинаются с определенного звука (оса, осень, окно). Представители каждой команды по очереди продолжают подбирать слова. Побеждает та команда, которая придумала последнее слово. Игра может видоизменяться в зависимости от дидактических целей занятия.
7: Заблудился звук
Ведущий: "Вы уже знаете, что есть много слов, близких по звучанию. А теперь внимательно послушайте стихотворение и назовите звук, который "заблудился":
Неизвестно, как случилось,
Только звук - то заблудился:
Заскочил он в чей - то дом
И хозяйничает в нем!
Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной!
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
8: Запомни букву
Играют две команды. У каждого играющего набор букв. Учитель показывает картинку, учащиеся поднимают букву, с которой начинается название картинки. В дальнейшем игру можно провести таким образом: учитель показывает букву. Дети, имена которых начинаются с этой буквы, встают. В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
9: Подберем кукле одежду
Ведущий показывает детям куклы и говорит: "Ребята, давайте назовем этих кукол! Договоримся, что имя первой куклы состоит из двух слогов, например Нина, а имя второй - из трех слогов, например Марина. Дети рассматривают приготовленную для кукол одежду и определяют, какая вещь может быть предложена кукле. Нине (вещи, названия которых состоят из двух слогов, например блузка, костюм и т. д.), а какая - Марине (сарафан, тапочки и т. д.). Играют две команды: одна подбирает одежду кукле Нине, другая - Марине.
10: Жадный кот
Выбирают ведущего. Он - кот. Кот садится в угол и говорит: "Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю - и в рот". Остальные дети - мышки. Они проходят мимо кота и шепчут: "Тише, тише, кот все ближе". Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, называет слово со звуком (ш) или (ж).
11: Какие животные спрятались в чемоданах?
Учитель рисует на доске схематические рисунки чемоданов, на которых изображены буквы. Ученики должны прочитать названия животных, которые "спрятались" в чемоданах.
12: Найди "вкусное" слово
Учитель говорит: "Представьте себе, дети, что мы будем отмечать день рождения куклы Наташи. Накроем стол к чаю, поставим побольше вкусных лакомств. Но, выбирая лакомство, нужно помнить, чтобы названия состояли только из двух или трех слогов". Учащиеся предлагают двусложные (вафли, калач, лимон, халва, булка) и трехсложные (бублики, леденцы, соломка, шоколад) слова.
13: Заполни клеточки
Ведущий предлагает детям рассмотреть полоски, подумать, названия каких предметов были задуманы. Например, учитель говорит: "На первой полоске было задумано название фрукта. Угадали какого? На второй - название дерева. Кто догадался, как оно называется?"
14: Найди "вкусное" слово
Ведущий говорит: "Представьте себе, дети, что мы будем отмечать день рождения куклы Наташи. Накроем стол к чаю, поставим побольше вкусных лакомств. Но, выбирая лакомство, нужно помнить, чтобы названия состояли только из двух или трех слогов". Учащиеся предлагают двусложные (вафли, калач, лимон, халва, булка) и трехсложные (бублики, леденцы, соломка, шоколад) слова.
|