Ещё одна альтернатива классическому образованию – школа Вальдорф (Штайнеровская педагогика). Основателем этой педагогической системы стал Рудольф Штайнер, известный как родоначальник антропософии (религиозно-мистическое учение, разновидность теософии). «Три кита» этой системы – чувственное познание, образное мышление и сопереживание.
Первая школа, вводившая принципы вальдорфско-штайнеровской педагогики в жизнь, открылась в 1919 году в Штутгарте (Германия). Поспособствовал в этом некий Эмиль Мольт, владелец местной сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» (отсюда и пошло название – Вальдорфская педагогика). Первыми «вальдорфцами» стали дети работников фабрики. Школа имела немалый успех, и к 1938 году основные принципы новой педагогики переняли другие города Германии, а также такие страны, как США, Швейцария, Голландия, Великобритания, Австрия, Норвегия и др.
На территории современной России (Украины, Белоруссии) Вальдорфская педагогика процветать начала в 90-х годах прошлого века, и на сегодняшний день представлена немалым количеством не только школ, но и детских садов.
Антропософские взгляды на развитие человека
Согласно антропософским убеждениям Рудольфа Штайнера, каждый человек состоит из семи тел (оболочек):
1. Физическое тело.
2. Жизненное (эфирное) тело.
3. Астральное (ощущающее душевное) тело.
4. Я, как зерно души (душа рассудочная).
5. Самодух, как преображенное астральное тело (исполненная духом душа сознательная).
6. Жизнедух, как преображение жизненного тела.
7. Духочеловек, как преображение физического тела.
Каждая из них формируется на протяжении семи лет поочередно: вначале физическая оболочка, потом – эфирная, далее – астральная и т.д. Из этого вытекает, что в самом начале надо обращать внимание на развитие у ребенка способности к ощущению (для этого дети занимаются музыкой и эвритмией – ритмические движения под музыку).
Особенности Вальдорфской педагогики
Вальдорфская педагогика не стремится сделать из ребенка всезнайку, не пичкает с малолетства знаниями точных наук. Её цель – воспитать в крохе гармоничную, яркую, свободную личность. Начинается всё с заботы о таких человеческих сущностях, как душа, тело и дух; с развития всех сфер человеческой личности: эмоциональной, духовной, интеллектуальной, физической и социальной.
Обучение детей делится на 3 взаимосвязанных этапа:
Первый (до 7 лет) – в этот период жизни дети учатся через подражание.
Второй этап (7-14 лет) – дети развиваются эмоционально, познают мир через чувства.
Третий этап – развитие логического мышления. Это происходит после 14 лет.
Согласно этому, до 7 лет дети играют только в те игры, которые помогают развивать интуицию и воображение. Игрушки разрешены только из природных материалов, а у кукол отсутствует выражение лица (ребенок сам придумывает, какое у куклы «настроение»). Вальдорфские школы и сады изобилуют прикладными занятиями: лепка, вышивание, резьба по дереву, плетение из лозы. Здесь дети знакомятся с различными технологиями и ремеслами.
Вальдорфская педагогическая система нацелена на ограждение ребенка от преждевременных стрессов, которые несёт современное общество. Строго запрещены телевизор и компьютер, считается, что до подросткового возраста они детям не нужны, так как вначале нужно развивать свой внутренний мир.
Интеллект ребенка стараются не загружать, чтению, письму и счёту учат тогда, когда ребенок уже сформировался эмоционально. В Вальдорфской школе нет отметок, дневников и учебников. Каждый ребенок ведет свой «конспект», куда записывает те сведения (полученные от учителя, из книг), которые считает нужным, дополняет эти записи собственными иллюстрациями.
Дети с первого класса начинают изучение двух иностранных языков. Процесс обучения начинается с запоминания простых слов, далее детских стишков, песенок, которые потом рассказывают на детских праздниках.
Роль учителя в школе
К Вальдорф-учителю требования очень высокие. Первое – любить детей. Действительно любить, уметь помочь им в познании мира. Второе (вытекающее из первого) – индивидуальный подход к каждому ребенку. Третье – самоконтроль и владение собственными эмоциями в совершенстве. Недопустимо проявлять по отношению к детям агрессию. Учитель должен располагать детей к себе, а не быть «запугивающим» фактором. Своим примером он мотивирует учеников для получения новых знаний.
Уважение к индивидуальности
Эта система основана на уважении, взаимопонимании, а занятия строятся с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка. Программы Вальдорфских школ не нацелены на простую передачу знаний старшего поколения младшему, они несут нечто большее – познание окружающего мира с позиции причастия ко всему в нем, этим самым формируя активную жизненную позицию ребенка. Вальдорфская педагогика помогает ребенку самостоятельно устанавливать связь между отдельными областями знаний, явлениями природы. Она воспитывает открытость миру, учит общению.
Вальдорфская школа подходит вашему ребенку, если у него мягкий характер, он легко внушаем, не стремится к лидерству, немного застенчивый (то есть, имеет медленное развитие эмоциональной сферы), усидчивый и любит творить.
Критика
При подготовке статьи прочитала я немало нелестных высказываний о Вальдорфской педагогике. Перечислять их в этой статье считаю некорректным, потому как лично я не имею претензий к этой системе образования. Многие родители (да и церковь) против антропоцентризма Штайнеровской педагогики, считая, что она подрывает основы христианской морали. Но ведь ещё один немаловажный нюанс – Вальдорфская школа в Германии и такая же в России – это две большие разницы. У нас это скорее элементы педагогики, адаптированные под славянский менталитет.
Многие форумы молодых мам пестреют высказываниями типа «Ужас-ужас, никто туда ребенка не ведите»… Мамы есть разные, у каждой своё мнение. Хорошо к ним прислушиваться, но ещё лучше – собственное. Сводите ребенка на пару пробных занятий, и лишь так вы поймете, подходит ли ему система Вальдорф.
Интересно знать…
Вальдорфскую школу в своё время окончили такие небезызвестные личности как Дженифер Анистон, Рутгер Хауер, Сандра Баллок, Фердинанд Александр Порш (конструктор Porsche 904, Porsche 911); Сын Гельмута Коля, дети Джорджа Лукаса, дети Харрисона Форда.
P.S. Не у всех родителей есть возможность отдать малыша в Вальдорфскую школу или сад по причине высокой стоимости обучения. Но каждый из вас может выйти с малышом во двор, в лес, парк, к реке, рассказать ему про окружающий мир, показать великое множество форм, цветов и размеров… Отвечайте на вопросы ребенка, не отмахивайтесь, как от назойливой мухи, ведь задаёт он их не просто так, он хочет знать, он учится жить.
|