Кто такие Никитыны?
Кто же такие эти Никитины? Давайте вернемся во времени в начало XX века, когда всё только начиналось. Никитин Борис Павлович родился на Северном Кавказе в 1916 году. Окончил военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковського в 1941 году, служил в истребительных войсках. Но в 1949 году решил начать научную педагогическую работу. Его будущая супруга, Никитина Елена Алексеевна, родилась в семье школьной учительницы и военного инженера в 1930 году. По окончанию Московского областного педагогического института работала учительницей, библиотекарем, со временем – заведующей Болшевской библиотекой. Встретились они с мужем в 1958 году, и в браке с 1958 по 1998 год (40 лет!) родили и воспитали семерых детей. Вместе всей семьей они разработали экспериментальную систему развития творческих способностей у детей чуть ли не с пеленок. Система эта во многом неоднозначна, но Никитины всё же оставили прекрасное наследие – множество идей и игр, которые родители могут использовать и сегодня.
Принципы воспитания Никитиных
Здоровье превыше всего. Спортивная лёгкая одежда и спортивная обстановка в доме (спортивное снаряжение вошло в жизнь детей с малого возраста и стало таким же привычным, как мебель);
Свобода творчества в занятиях (нет чётко спланированых тренировок и расписания физических упражнений, дети сами выбирают, когда и сколько заниматься), так же и с любым другим видом деятельности, не только со спортом;
Родители учавствуют в жизни детей, интересуются всем, что происходит с ихними малышами, принимают участие в играх и соревнованиях вместе с ними.
Со слов супругов Никтитных, эти принципы были выработаны интуитивно в процессе общения с детьми. Они вели наблюдение за детьми, старались не давить и не навязывать своё мнение, создавали каждому ребенку оптимальне условия для развития его способностей. Убеждение Никитиных, подтвержденное экспериментальным путём – обучающая обстановка в доме должна опережать развитие ребенка, тогда он легко и непринуждённо вбирает в себя доступне знания.
Никитины настоятельно рекомендуют избегать двух крайностей – «перегруженности» ребенка всевозможными заданими и тренировками, ведь тогда у него не остаётся времени на свои личные потребности. Вторая крайность – предоставление ребенка «самому себе» - когда всё общение с малышом сводится до накормить/переодеть/помыть/спать уложить, и родители считают, что этого достаточно. Но ребенок в этом случае не получает того внимания от родителей, которое нужно для нормального развития личности.
Игры по системе Никитиных
Эти игры рассчитаны на совместную занятость детей с родителями, привлекать к ним кроху можно уже с полутора года. Особенность в том, что каждую игру можно подстривать под уровень развития, интересы играющего. По сути своей это головоломки, над которыми можно и нужно творчески работать, развивая образное и логическое мышление.
Особенности:
Каждая игра – набор определенных задач, которые дети решают при помощи специальных предметов (кубиков, квадратов из различных материалов).
Игра знакомит ребенка с разными способами передачи информации, поскольку инструкции-подсказки к решению задач малыш получает в письменном или устином виде, в виде рисунка или чертежей.
В играх используется принцип «от простого к сложному», в задачах присутствуют многоуровневые трудности - от доступных самым маленьким (2-3 годика) и до непосильних неподготовленному взрослому.
Правила Никитинских игр
Сами авторы методики выделяют 14 правил:
1. Игра должна быть в радость ребенку и взрослому, а каждое достижение малыша – повод для радости родителей.
2. Ребенок должен быть заинтересован в процессе, не заставляйте играть силой. Также не надо играть слишком часто, а то ребенку может стать просто неинтересно.
3. Не подсказывайте ребенку! Дайте ему свободу выбора, пусть ищет ответы методом проб и ошибок, пусть самостоятельно со всем разбирается, творит и развивается.
4. Не думайте, что это всё легко и просто, не требуйте от малыша, чтоб он разобрался сию минуту. Перед тем, как дать игру ребенку, попробуйте выполнить все задания сами, ведь они не такие уж и простые.
5. Обязательно начинайте с самого простого, и постепенно переходите к заданиям посложнее, ребенок должен понять, что у него получается, ведь успех – залог уверенности в своих силах.
6. Если у ребенка что-то не получается выполнить, возможно, вы переоценили его силы и уровень развития. Уберите игру на некоторое время, потом верните и начинайте с простых заданий или пусть ребенок сам выбирает, что ему по силам. Не нужно никуда торопиться, пусть ребенок развивается в своём темпе.
7. Желательно маме с папой разработать порядок подачи игр, руководствуясь советами авторов методики (например, сначала «Сложи узор», далее – «Сложи квадрат», потом «Рамки и вкладыши»).
8. Можно и нужно на несколько дней (недель) убрать игры с поля зрения крохи, а потом незаметно вернуть, он соскучится, и будет играть с большим энтузиазмом. Это предупредит «охлаждение» интереса к играм, ребенок будет вспоминать о них вновь и вновь.
9. Приучите ребенка бережливо относиться к играм, поставьте их на видном, но недоступном для ребенка месте. Пусть он видит их каждый раз, просит подать, чтобы поиграть.
10. Пока ребенок маленький (до 4 лет), рассказывайте сказки и истории про сложенные узоры, давайте им названия, фантазируйте вместе. Пока это – единственный мотив решения творческих задач. Со временем ребенок заинтересуется, и его начнет привлекать сам процесс преодоления трудностей.
12. По каким-то причинам ребенок может не интересоваться играми такого плана. Возможно, он пока до этого не дорос. А может быть иначе – родители отбили у ребенка желание играть, заставляя к процессу, или не оценили старания и акцентировали внимание на неудачах.
13. Когда основные узоры ребенок уже усвоил, можно начинать придумывать новые. Заведите тетрадку-дневничок, и пусть малыш зарисовывает туда задания, узоры, которые сам изобрел.
14. Если ребенок разобрался со всеми заданиями и успешно с ними справляется, можно устроить соревнования со взрослыми на скорость (кто быстрее справится).
Немножко об самих играх
Игра «Сложи квадрат»
Целый цветной квадрат из картона или плотной бумаги (несколько разноцветных квадратов разных размеров) разрезаем в разных комбинациях и предлагаем ребенку сложить из них тот же самый квадрат. Вариантов этой игры есть очень много, со временем задание усложняется – из разрезанных «квадратов» сложить фигуру животного, домик и т.п.
Игра «Сложи узор»
Для игры понадобится 16 одинаковых кубиков, каждая грань кубика окрашена в другой цвет, что даёт возможность составлять из них различные узоры в множестве вариаций. В этой игре с разноцветными кубиками дети исполняют три вида заданий:
Обучение по узору-заданию. Ребенок пробует по примеру узора сложить такой же из своих кубиков.
Задание наоборот. Глядя на узор, сложенный из кубиков, сделать его рисунок.
Творческое задание. Сложить такой узор из 9 или 16 кубиков, котрого нет в книге с примерами.
Эта игра помогает детям развивать аналитическое и синтетическое мышление, навыки комбинирования.
«Рамки и вкладыши»
Из листа картона 100 на 100 мм вырезаются геометрические фигуры. Они и есть вкладыши. А рамка – это трафарет, от них оставшийся. Ребенок подбирает к рамке вкладыши. Другой вариант задания – с помощью рамки обвести контуры той или иной фигуры, потом эту фигуру раскрасить.
«Уникуб»
Эта игра знакомит малыша с трехмерным пространством. Из кубиков с разноцветными гранями он складывает различные обьёмные фигуры.
Игра «Точечки»
Берется по десять листов разного цвета с разным колличеством точек на каждом (от 1 до 10), ребенку предлагается разложить карточки в порядке убывания или возростания точек на них.
P.S. Мамы и папы, не сердитесь за краткость изложения игр, статья ознакомительного характера.
|