Как говорил доктор Комаровский в одном из выпусков передачи про детей: «Ни один здоровый ребенок голодом себя ещё не заморил». Никогда не впихивайте еду силой! Что значит «плохо ест?». Ребенок может не хотеть и не любить то блюдо, которое ему дали и ковырять ложкой в тарелке с несчастным видом, может не доедать до конца порцию (мало есть по мнению родных) или плохо себя вести, когда его пытаются накормить. А это уж точно не подходит под одно определение «плохо ест». Тут нужно разобраться.
Как ребенок себя ведет во время еды?
Вариант 1. Упрямец.
Зачастую упрямство при попытке накормить появляется у ребенка после года (возраст первого кризиса). Малыш начинает проявлять свой характер, он уже формирующаяся личность, а тут мама с ложкой! Де еще и в стульчик усадила, и кормит насильно. А ведь так хочется уже делать всё самому…Вы бы не протестовали? Вот ребенок и швыряет всё напол, бросается едой и бьет тарелки. Маме пришла пора изменить привычный темп жизни (когда всё делает за ребенка сама) и позволить малышу что-то делать самостоятельно. В данном случае – кушать. Да, ребенок будет перепачкан едой, да и стульчик для кормления, и мама. Но это лучше чем усмирять буйство крохи и собирать черепки от посуды.
Поначалу, когда ребенок только начинает действовать самостоятельно во время приёмов пищи, позвольте ему есть столько, сколько хочет и как хочет. Хоть руками. Навыки этикета и пользования столовими приборами придут несколько позже. Не у всех мам хватит терпения и желания смотреть, как ребенок пачкается в еде и почти ничего не отправляет в рот. В целях экономии маминого времени и нервов дайте в руки малышу ложку, а прикармливайте сами. Пускай верит в то, что ест самостоятельно. А для того, чтоб маме менше убирать и стирать, запаситесь слюнявчиками и клеенкой (застелите пол возле стульчика для кормления).
Вариант 2. Малыш-малоежка
Это мнение родных и близких. Ребенок спокойно и с удовольствием кушает что дают, но не доедает порцию до конца. Зачастую эти дети меньше своих сверстников, бледноваты и большеглазые. Такого малыша бесполезно уговаривать, заставлять, требовать и пугать наказанием за то, что «у тарелки дно не видно». Ничего не помогает. И все дружно решают, что у ребенка плохой аппетит и усиленно докармливают. А это вызывает бурный протест и чуть ли не рвоту. А дело-то не в ребенке, а в величине порции. Позвольте малышу съесть столько, сколько ему нужно. Вспомните прописную истину – желудок у человека размером с его же кулак. А у ребенка? То есть, ребенок не «плохо ест», а регулирует потребности организма. Такого малыша следует кормить маленькими порциями, но чаще. Если голоден – добавки попросит обязательно. И не надо протестовать, дескать, мало ест, худой и недокормленный! Именно потому и мало есть, что некрупный. Ему много еды не надо.Перекармливание к добру тоже не приведет.
Бывает ещё такое, что утром ребенок-малоежка не может съесть полноценный завтрак, он давится предложенным блюдом и выплевывает. А это значит, что желудок не проснулся ещё. Предложите ребенку фрукт какой-нибудь или стакан сока, а еду посерьезнее – через час-полтора. Родительская непоколебимость в этом вопросе сделает только хуже. Найдите пожалуй ста альтернативу и не заставляйте ребенка страдать.
Вариант 3. Переборчивый в еде
Того не едим, этого тоже, то невкусно пахнет, а это странно выглядит… Вы говорите: «Вот уж капризы мне твои!». А я всё равно не назову такого ребенка привередливы или капризным. Каждый имеет право что-то не любить и в праве об этом сообщать. Многие дети только под страхом наказанья проглотят молочные пенки, кусочки свиного сала в супе, вареную морковку и холодец… Зачем усложнять жизнь себе и малышу? Просто выловите всё «неприемлемое» для ребенка из тарелки и поберегите нервы.
Накормить такого малыша вам поможет… разнообразие. Как ни странно. Вот вареную морковь он кушать не станет. Так сделаете морковно-тыквенную запеканку со сметаной. Витамины те же, а подача блюда другая. Ребенок терпеть не может омлет? Сварите яйцо вкрутую или пожарьте яичницу с гренками. Вариантов для кулинарного творчества масса, только бы желание мамы.
Может случиться, что очень полезный и нужный для растущего организма продукты или блюда оказывается нелюбимым. Настолько нелюбимым, что никакие уговоры не помогают. Например, молочные продукты, богатые кальцием. Тогда надо искать альтернативу. Богата кальцием капуста, зеленая петрушка и укроп, шпинат, кунжут… Или простой такой обычный овощной суп. Некоторые дети не едят его вообще и в принципе, потому что это варёные овощи. Альтернатива – овощное рагу или запеканка.
Вариант 4. Маленький эстет (может проявиться лет с 6)
Вот всё хорошо, всё ест и с аппетитом, но… Как только блюдо выглядит «некрасиво», «скучно» - ну ничего не поделаешь с этим крохой. Ему надо чтоб и красивая тарелка, и вилка с ложкой, и кружка. Желательно вообще сервиз с золотой каёмочкой. Но можно обойтись и обычной посудой. А блюдо в ней просто красиво украсить. Понимаю, не у всех на это хватит терпения и времени, а иногда мама вообще с ног валится от усталости. Поэтому можно предложить ребенку украсить свою тарелку с пищей зеленью, кусочками разноцветных овощей. Чтоб у эстета был хороший аппетит, положить в тарелку нужно всего понемногу, но чтоб ярко и «нескучно».
Вариант 5. Проблемы со здоровьем
Хроническое отсутствие аппетита зачастую становится признаком какого-то заболевания (анемия, туберкулёз, увеличенные аденоиды, вегето-сосудистая дистония). Тут следует обратить внимание на общее состояние ребенка. Если нежелание кушать сопровождается тошнотой, головной болью, слабостью и бледностью – нужно обратиться к доктору.
Маленькие хитрости
Постарайтесь организовать распорядок дня ребенка так, чтобы кормить его каждый день приблизительно в одно и то же время. Организм малыша быстро привыкнет, и будет сам «требовать». По возможности избегайте перекусов, если знаете, что скоро обед. Если же видите, что ребенок голоден, лучше раньше начать полноценный обед или ужин.
- Чтобы ребенок лучше покушал, предложите ему в начале трапезы продукты, усиливающие выработку желудочного сока (разные квашения-соления зимой или свежие овощи летом).
- На обед лучше давать блюда, богатые белками и клетчаткой (каши, салаты, мясные блюда).
- Если ребенок еще совсем маленький (до 5 лет), не говорите, что будет на десерт, давайте блюда по очереди. Чтобы избежать капризов и требований «сладенького».
- Никаких «песней-плясок» и сюсюканий во время приема пищи. Дайте ребенку понять, что это занятие серьезное, иначе начнется шантаж. Если ребенок не хочет – блюдо может быть не вкусным, а если всё же вкусное – значит, не голоден.
- Нагуляйте аппетит на улице, поиграйте в подвижные игры.
Приятного аппетита вам и вашим деткам и поменьше капризов за столом!
|