Чёрно-розовая одежда, сумка через плечо, пирсинг, мозаика из значков на кроссовках и чёрная прямая чёлка, закрывающая пол-лица – такой образ возникает перед глазами при слове «эмо». Так кто же они такие, эмо-киды? Откуда вообще «дует ветер» и, главное, стоит ли беспокоиться родителям о своём ребёнке, если он присоединился к этой субкультуре? В некоторых странах эмо преследуются, как некогда стиляги в СССР. Резкая критика обоснована тем, что философия этого молодёжного направления якобы носит суицидальный характер. Отчасти это сопоставимо с правдой, а отчасти – лишь попыптка переложить всю отвественность за происходящее на «нехорошую секту». Чтобы понять, кому и чему верить, стоит познакомиться с историей и разновидностями эмо.
Тру эмо
Дословно – «настоящий эмо». В 80-х годах прошлого века поклонникам нового американского музыкального направления emocore (ответвление тяжёлого рока) не приходилось называть себя «настоящими» - потому что в те времена ещё не появились современные розово-чёрные псевдо-эмо. Еmocore - музыка эмоционально окрашенная не только по звучанию, но и по содержанию текстов: они несут глубокий смыл, поднимают вопросы любви, преданности, смерти и душевной боли. Одним словом, они обо всём том, что нынешнее поколение сводит к сексу и пьяному забытью (включите любой западный фильм и дождитесь момента, когда герой морально раздавлен – вечер непременно весело закончится попойкой в баре).
При этом музыка не была отдельным явлением – она рождалась, опять же, в рамках философии: человек не должен стыдиться своих эмоций на публике - правильнее смеяться, когда весело или плакать, если на то есть причины. Человек должен не только видеть, слышать и тому подобное – он должен переживать события эмоционально - иначе он не живёт вообще. И, кстати, это здорово – не лицемерить, не притворяться, не замалчивать. Это подходит далеко не каждому, но три десятилетия назад поклонниками такой философии стали именно те, для кого оставаться везде и всегда самим собой было наиболее естественным.
Тру-эмо существуют по сей день, и являются мечтой любых родителей: они пропагандируют здоровый образ жизни (если увидите граффити «SXE» - это оно и есть), не пьют, не курят, не употребляют наркотиков и мяса. Внешне их можно распознать по стилю одежды всё тех же 80-х: они часто предпочитают клетчатую одежду, принципиально слушают музыку только на виниловых пластинках или кассетных проигрывателях. Это творческие личности, которые часто сами пишут музыку, стихи, любят фотографировать. Нередко тру-эмо делают пирсинг – это намёк на отсутствие страха перед болью. Тёмная косая чёлка, закрывающая пол-лица, несёт глубокий смысл: к одной половине души нет доступа никому – это личная территория, внутренний мир, а другая часть души открыта для людей и гораздо более искренна, чем у большинства. Для тру-эмо не существует формальных слов или вопросов, и если они говорят о своём сочувствии, то действительно разделяют ваше состояние, а если спрашивают «как дела?» - то ожидают услышать правду, а не бессовестное «хорошо, спасибо».
В целом можно резюмировать, что идеология тру-эмо совершенно безобидна, а музыка, которую они слушают, не является центром их вселенной – это всего лишь один из элементов их вдохновения. Тру-эмо – безусловно, группа – но не стадо. Здесь каждый сохраняет свою индивидуальность, характер, образ мышления. И ещё: исследований, конечно, никто не проводил, но если бы социологи всё же взялись за это, они наверняка смогли бы отметить: тру-эмо будут жить дольше своих ровесников, потому что не копят в себе отрицательных эмоций.
Псевдо-эмо

Большинство чёрно-розовых пёстрых подростков – это просто дети, которые подражают моде в одежде, - и никакой философии. Это почти то же самое, что мода на джинсы или биозавивку. Чёрный цвет – депрессивный, розовый (реже сиреневый) – позитивный. И несмотря на яростное отрицание эмо-кидов, есть подозрение, что в этом сказывается влияние культуры готов (чёрный + второстепенный красный), панков (фиксирующий лак для волос), китайского молодёжного стиля а ля «hаllo kitty» (разноцветные значки, заколочки, бантики, кроссовки-тапочки), японского анимэ (два детских хвостика на затылке), и немного африканских представлений о красоте («тоннели» в ушах). Кроме того, макияж могут делать не только девушки, но и парни – тональный крем, чёрный лак для ногтей, подводка вокруг глаз, рисунки слезинок, сердечек, пиратских черепов и т.д. От тру-эмо они унаследовали косую чёлку и иногда – клетчатую косынку на шее. Так же образ может дополняться плюшевыми игрушками, которые путешествуют с подростком на уроки и тусовки. Для пущего эффекта эти игрушки сначала в нескольких местах разрезают, а затем зашивают грубыми чёрными нитками – но это уже скорее вляние фильмов ужасов, чем настоящих эмо.
Край-эмо
Такой классификации вообще-то нет – её мы введём сами, чтобы как-то отличать стиль одежды от розово-чёрных подростков, действительно вовлечённых в круг неуверенных в себе, слушающих нервную музыку, оторванных от жизни и имеющих суицидальные наклонности детей. Трудно сказать, из чего родилась эта философия, но именно благодаря таким эмо-кидам люди сегодня считают, что все эмо – плаксыи нытики. Здесь присутствует два негативных момента. Во-первых, излишне эмоциональная, истерическая музыка, срывающаяся то на шёпот, то на визг, может непредсказуемым образом влиять на юного слушателя. Во-вторых, становясь частью такой группы, ребёнок привыкает к мысли, что размазывать по лицу тушь - вместо того чтобы бороться за своё счастье – это нормально, ведь все так делают и поддерживают.
Среди этих подростков и отмечаются случаи самоубийств. Однако мы с вами должны понимать: ушедшие из жизни дети, вероятно, были совершенно потерянными, отчаявшимися, лишёнными поддержки, а порой и нетрезвыми... Никто на самом деле не нашёптывал им так поступать, да и думать каждый умеет сам за себя, хоть в 16, хоть в 12, хоть в 9 лет. А если у подростка действительно есть какие-то трудности – при желании это можно определить по одному взгляду на своего ребёнка! Депрессии, неразрешимые проблемы, неразделённая любовь – всё это происходит со многими детьми, даже не относящими себя ни к одной субкультуре. И, может быть, вместо того, чтобы во всеуслышание обвинять ЭМО в том, что эта культура столь губительная для молодого поколения, стоит поблагодарить её? - За то, что именно в ней непонятого вечно занятыми родителями подростка никто не осуждает за то, что он остро обижен какой-то житейской несправедливостью, или не удержался и по-человечески заплакал, как «последний слабак»? А ещё можно поблагодарить ЭМО за этот розово-чёрный сигнал - «обратите же на меня, наконец, внимание, я так нуждаюсь в эиоциональной близости и тепле!» Знак, который так важно не пропустить, поддержав своего ребёнка на этом сложном пути во взрослую жизнь.

|