Кто не слышал про эксперимент, когда пациенту вместо лекарства дают плацебо - «пустышку» под видом высокоэффективного препарата. И, что самое интересное, бесполезный препарат действительно помогает! Это происходит благодаря самовнушению, - и совсем не обязательно таким образом преодолевать головную боль и другие проблемы со здоровьем. Тот же принцип работает для самооценки, развития интеллектуальных и творческих особенностей человека, для выработки желаемых психологических качеств. А значит, «слово не воробей»: всё, что вы говорите своему ребёнку (и любому другому человеку) начинает сбываться!
Простой эксперимент
Исследователи выбрали для эксперимента группу школьных учителей, которым сообщили, что выбор пал на них благодаря их исключительным преподавательским способностям. Кроме того, им сказали, что в их классы наберут только одаренных детей, - однако ни дети, ни их родители не будут ничего знать об эксперименте, поскольку цель тестирования в том, чтобы посмотреть, как будут вести себя одаренные дети, если не будут знать о своих способностях.
Специалисты получили те результаты, на которые надеялись: в отчетах учителя писали, что дети успевают исключительно хорошо, что работать сними - одно удовольствие, и что им бы хотелось работать с ними постоянно. Но хитрость эксперимента заключалась в том, что дети отнюдь не были вундеркиндами, да и самих учителей выбрали не за педагогическое мастерство, а просто наугад. Но поскольку учителя считали и себя, и детей исключительными, то смогли раскрыть в себе настоящий «спящий потенциал» и добиться исключительных успехов.
Это значит, что представление о себе или окружающих может полностью перевернуть жизнь человека: в зависимости от внешней оценки посредственность может стать гением, а гений – посредственностью. Когда человек начинает мыслить по-другому, изменяется его мотивация к деятельности – и он начинает действовать по-другому. Руководствуйтесь в общении с ребёнком всего двумя простыми «правилами высокой самооценки» и научите его мыслить так же:
Измените отношение к ошибкам
Крайне важно позитивно относиться к возможным ошибкам в том деле, которым занимается ребёнок – будь то учёба, освоение какого-нибудь увлечения, спорт или хобби. Такое отношение поддерживает мотивацию на надлежащем уровне, побуждая не переставать работать над своими недостатками и слабостями. Как говорят, «не ошибается только тот, кто ничего не делает»!
Многие люди так не думают, при первом же промахе обзывая себя неудачником, а ещё хуже – не себя, а своих детей. Совсем худо, когда чересчур суровые и авторитарные родители подавляют любую инициативу ребенка заявлениями: «не трогай, перестань, брось это – ты слишком маленький, чтобы у тебя что-то получилось». С годами детский страх перед родительским неодобрением трансформируется в страх наказания от начальства или даже своей второй половины (ведь, как правило, человек выбирает себе партнёра, похожего на одного из родителей). Постоянно пребывая в состоянии панического страха перед ошибками, такой человек становится пассивным и полностью утрачивает творческую инициативу в своей профессиональной деятельности.
По-настоящему активные люди в действительности допускают массу ошибок на пути к успеху – особенно если делают что-то такое, чего до них ещё никто не делал. Порой смотреть на их неудачные попытки даже приятно: глядя, с каким азартом и оптимизмом они берутся за дело снова и снова, никто не сомневается, что они добьются успеха. Не случайно многие зарубежные компании материально поощряют своих работников даже за те творческие идеи, которые «провалились», или за большую коллекцию неудачных телефонных звонков. Только так, по мнению психологов, можно поддерживать в людях стремление постоянно экспериментировать и нестандартно мыслить.
Ошибки – это полезный материал для самосовершенствования, поэтому их не стоит пугаться. Научите ребёнка если уже не радоваться неудачам, то воспринимать их философски: ведь это здорово – узнать о своих слабых местах и потихоньку работать над ними, чтобы завтра-послезавтра быть неуязвимым! И ещё: не так раздражает свой промах, как успех соседа. Поэтому помогите ребёнку понять, что каждый человек уникален, и не нужно сравнивать себя и свои достижения с кем-то ещё. В конце-концов, тот, кто быстро побеждает, никогда не научится бороться!
Хвалите за небольшие достижения
Часто мы ставим перед собой (и перед детьми) масштабные и гордо звучащие задачи: к примеру, выучить иностранный язык. Понятно, что для этого потребуется не один год постоянных тренировок. Но когда общая цель расплывчатая, а временные рамки и конкретные промежуточные задачи не расписаны, следить за положительными изменениями очень сложно! Можно несколько недель ежедневно заниматься, стараясь из всех сил – но как только начнёт накапливаться первая усталость, обнаружится: сил потрачено много, а до заветного «свободного владения иностранным языком» примерно так же далеко, как было до начала занятий. У многих совершенно естественно опускаются руки и возникает чувство напрасно убитого времени.
Чтобы не сталкиваться с этой проблемой, повергающей в пучину депрессии, не нужно рассматривать свои достижения на фоне грандиозной цели. Необходимо сфокусироваться на «синице в руке»: ставить небольшие промежуточные задачи и от души праздновать достижение каждой из них. Так будет сразу заметны результаты – это позволит не разочароваться в общей цели, да и самооценка не будет страдать. Сумма достижений и успехов постепенно накапливается, мотивируя человека продлить приятное чувство и достигнуть ещё большего: этот положительный багаж не даст ребёнку остановиться на полпути.
Чтобы вдохновить ребёнка продолжать заниматься тем, что ему нравится, всячески демонстрируйте ему, что даже небольшой успех имеет значение. Причём важно это не только для конкретного совершенно пустячным и никак не влиять на будущее) – но для воспитания уверенного в себе и успешного человека с активной жизненной позицией.
|