«Обещания даются только затем, чтобы их нарушать» - то ли в шутку, то ли на полном серьёзе говорил Джонатан Свифт. Но мы, конечно, не спешим с этим согласиться: хотя на обещания мы обычно не очень-то полагаемся, всё равно хочется верить, что слова имеют какой-то вес!.. Тем не менее, психологи убеждены: требовать обещаний от детей дошкольного возраста не только бесполезно, но даже вредно: они зачастую не выполняются, и перечень этих де-факто пустых заверений подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность.
Родители обычно договариваются с ребенком о каких-то воспитательных вопросах: убрать игрушки, не говорить плохие слова, не играть с вещами старшего брата или, к примеру, прийти вовремя с прогулки». Однако в результате оказывается, что игрушек на полу оказалось ещё больше, среди них оказались и какие-нибудь наушники старшего брата, из-за которых возник спор и заодно вырвались нехорошие слова… И потому чадо грустно скрипит качелями во дворе, позабыв об обещании вернуться к ужину.
Такова жизнь. Но мы с возмущением или гневом восклицаем: почему ребёнок не держит обещаний? Может быть, родители перестали быть для него авторитетом и он просто издевается? Давайте же успокоимся: ничего страшного не происходит. Причину следует искать в особенностях детской психологии.
Основные причины
Да уж, придётся родителям научиться быстро оценивать ситуацию и прогнозировать результат – ведь причин может быть несколько:
Во-первых, давая обещание, ребенок может и не собираться его выполнять: оно лишь является возможностью отсрочить наказание или строгий выговор. Вопрос даже не в том, как коварно при этот лукавит кроха – с точки зрения его неокрепшей психики избежать нежелательной ситуации любой ценой гораздо полезнее, чем лишний раз расшатывать свои нервы. Если ребёнок не находился в полной зависимости от родителей и их желаний, он мог бы возразить против обещаний, который не собирается держать. Настоящий вопрос заключается в том, почему родители не хотят услышать потребностей своего чада и доводят его до необходимости лгать из опасений?
Во-вторых, ребёнок может просто забыть о своем обещании – особенно если в момент заключения договорённости его мысли были заняты чем-то ещё (мультфильмом, игрой, предвкушением интересных событий и т.д.)
В-третьих, в дошкольном возрасте только появляется соподчинение мотивов. Это означает, что если у ребенка возникло несколько желаний одновременно, то он скорее всего выбирает более привлекательное для себя решение или занятие – а на остальное не хватает времени или сил. Тут не стоит возмущаться: учёные доказали, что способность делать выбор в пользу «отсроченной выгоды» проявляется с возрастом и доходит пика в пожилом возрасте, а вот дети выбирают тот вариант, который может сразу доставить удовольствие.
В-четвёртых, даже самому честному ребёнку трудно удержаться от провокаций. Например, вы взяли с чада обещание, что он не будет тратить карманные деньги на жвачки и другой вредный для здоровья мусор. Но ребёнок отправился гулять с друзьями и вся компания пошла за «вкусняшками» - да кто бы устоял?! Даже взрослые грешат тем, что поддаются на провокации: кто-то жуёт за компанию и тихонько толстеет, кто-то следует всем трендам из модных глянцевых журналов, а кому-то остро приспичит купить майонез как у тётеньки в рекламе. Чего тогда ждать от детишек…
В-пятых, ребёнок может дать обещание совершенно искренне, но при этом до конца не понимая, чего именно от него хотят – так что он может просто не рассчитать свои силы. В этом случае ребенку нужна помощь не только в тот момент, когда он дает обещание и принимает решение, но и на этапе выполнения обещания.
В-шестых, иногда ребенок не держит слово, потому что его буквально заставили дать обещание (разве кто-то воспринимает всерьёз собственное психологическое давление на ребёнка?) – а выполнение задачи изначально было для него невозможным. Например, далеко не каждый ребёнок может взять на себя полную ответственность за домашнего питомца, особенно если ему регулярно нужно уделять много внимания.
И, наконец, ребенок может просто брать пример с взрослых, которые обещают что-то крохе, а сами забывают.
Не просите обещать…
Анекдот про рыцаря в сияющих доспехах (то есть, пустозвона в фольге): «Требуй от меня всё, чего твоя душа пожелает - не такой я человек, чтобы на обещаниях экономить!» Для многих людей эта шутка и не шутка вовсе… Поэтому разумная философия относительно обещаний такова: не связывай себя словом, если только ты не уверен на 100% в возможности его сдержать. В этом контексте даже забавно, как много раз звучало «навсегда» у алтарей - и как много раз это обещание не сдерживалось… Кажется, человечеству в целом стоило бы придавать больше веса своим словам и не разбрасываться ими.
Вот почему обещания, да ещё от лица ребёнка, - это скорее нечто комичное, чем высокоморальное. Куда лучше, если он сам будет осознавать необходимость собрать игрушки, не есть жвачек и далее по списку – в этом случае никакие обещания вообще не понадобятся. В любом случае не стоит создавать излишний ажиотаж вокруг волшебных слов «обещаю» и «клянусь»: от них возникает такое ощущение, будто вами манипулируют.
Как вести себя, если ребёнок не держит слово?
Конечно, из всего вышесказанного следует, что нужно разобраться сперва в методах своего воспитания и особенностях детской психики. Ругать и наказывать ребенка в этом случае совершенно противопоказано! Недовольство или гнев родителей может вызвать совсем не те реакции, которые ожидают родители: протест, отдаление, чувство вины (а это плодородная почва для развития всякого рода комплексов на всю жизнь).
По какой бы причине ребенок ни упустил возможность сдержать данное слово, помните: ваша задача не наказать его, а помочь выполнить обещанное в следующий раз. Возможно, вам придётся поучаствовать в том, что ребёнок обещал вам сделать, хотя бы для морально-словесной поддержки – после завершения «миссии» ребёнка очень важно похвалить за выполнение обещания. В противном случае можно сказать, что вы огорчены тем, что малыш не сдержал слово – но надеетесь, что в следующий раз он обязательно это исправит.
|