Ребёнка, как и человека вообще, бить нельзя в принципе - ни легонько, ни ремнём, ни по губам за плохие слова, ни по каким-либо особым случаям. И хотя многие родители до сих пор верят, что шлепок ребенку не повредит, - это огромнейшее заблуждение. Физическое насилие – это атрибут дрессировки цирковых животных и укрощения рабов в деспотических государствах. Ничего общего с воспитанием оно не имеет и иметь не может. О тяжёлых последствиях рукоприкладства в семье читайте далее.
Физические наказания приводят к болезням
Телесно-ориентированная психология даёт чёткое представление о взаимосвязи физического тела и состояния психики. Нежные прикосновения приятны не только эмоционально, но и жизненно необходимы организму для нормального функционирования. Шлепки или удары – тоже не просто болезненные ощущения и чувства: из-за них нарушается брюшной тип дыхания и образуются «зажимы» (хроническое напряжение) в различных частях тела. В зависимости от локализации этих «психо-физических синяков» человек десятилетиями может страдать от половой дисфункции, головных болей, проблем с разными системами органов. Справиться с подобной проблемой потом сможет помочь только комплексная психотерапия.
Учёные из Саудовской Аравии так же пришли к выводу, что физические наказания в детстве на 60-70% повышают риск заболеть раком, астмой и получить хронические сердечно-сосудистые заболевания в будущем. Эксперты опросили группы по 150 сердечников, 150 раковых больных и 150 астматиков. Для сравнения были опрошены 250 взрослых людей, не жалующихся на здоровье. Оказалось, что тяжело больные люди в детстве подвергались физическому и психическому насилию – их избивали или оскорбляли.
Шлепки и подзатыльники разрушают личность
Взрослые приходят в ярость, когда «защитники порядка» избивают участников какого-нибудь мирного митинга. Не позавидуешь его участникам: невозможность увернуться от дубинки, унижение и… полная беспомощность. Примерно то же самое чувствует ребёнок, когда родитель «воспитывает» его с помощью ремня. После того, как он пережил чувство беззащитности перед родительской властью, ребёнок должен как-то отнестись к себе самому - к человеку, которого только что топтали.
Размахивая руками, ремнём или проводом от утюга, родители выставляют в себя в столь же достойном уважения свете, что и доблестная, высокоморальная милиция, не злоупотребляющая своими полномочиями. А теперь без сарказма… Если ребёнок маленький, то считает всё происходящее с ним нормой – в этом случае побои в любой форме ломают систему ценностей ребёнка и нивелируют формирование у него самоуважения. Такой ребёнок вырастает забитым, инфантильным и абсолютно не приспособленным «выживать» в современном обществе. Создав семью, девочки снова станут молчаливыми жертвами побоев, мальчики же скорее всего склонятся к мазохизму и подкаблучничеству. А если чадо уже достигло школьного возраста, «этот номер не прокатит» (читайте следующий пункт).
Насилие порождает насилие
Каждый пятый ребёнок, которого бьют или унижают, вымещает свою боль сначала на животных, а затем и на людях – так «воспитываются» живодёры, садисты, убийцы и другие преступники. Все остальные дети, достигнув подросткового возраста, превращаются в яростных бунтарей и мстят родителям за все обиды. Несмотря на это, многие из них перенимают родительский пример и против своей воли переносят рукоприкладство в собственные семьи.
Есть среди детей и сильные натуры, для которых работает правило «что меня не убивает – делает меня сильнее». Они учатся защищать себя и других от жестокого обращения (при условии, что кто-то из взрослых принимает их сторону). Однако для воспитателя-неудачника это ничего хорошего не сулит: ему так же обеспечены «восстания против тирана» и полное отсутствие уважения со стороны ребёнка.
Ремень ничему не научит
Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, по идее наказание должно быть полезным, не так ли? Так вот: физическое наказание абсолютно не конструктивно и не дает ребенку возможности научиться эффективно разрешать конфликты гуманным путем. Наказанный ребёнок зацикливается на чувстве злобы и фантазиях о мести, и не сможет предупреждать подобные ситуации в будущем.
А какой вообще пример подаёт взрослый, когда вступает в явно «неравный бой» с маленьким и полностью зависящим от него человеком? Ведь любое физическое наказание - это удары и применение силы, то есть неправильные действия, которые достойны осуждения и наказания сами по себе. Применение физической силы - это ещё и признание родителями своей моральной слабости. Когда взрослый исчерпал интеллектуальные доводы, когда он не смог совладать с собой, он начинает распускать руки и теряет свой «божественный» в глазах ребёнка авторитет.
Пресловутый стакан воды
Наказание нарушает привязанность, существующую между родителями и ребёнком: невозможно любить того, кто причиняет нам боль и унижение. Наказание, даже когда кажется, что оно имеет результаты, может повлечь только поверхностное поведение, основанное на страхе и имеющее силу только до тех пор, пока ребёнок не повзрослеет и не сможет этому противостоять. Не даром на Востоке говорят: «Берегите слёзы своих детей, чтобы они могли проливать их на ваших могилах».
Настоящий дух сотрудничества и взаимопонимания, к которому стремятся все родители, может возникнуть только тогда, когда между взрослыми и детьми существует привязанность, основанная на взаимной любви и уважении. Такие отношения способны длиться вечно, влечь за собой многие годы взаимопонимания и семейного счастья по мере того, как родители и ребёнок будут становиться старше.
А есть ли справедливость?
Взрослые почему-то убеждены, что если у них возникает острое желание ударить ребёнка, то проблема в именно в нём. На самом же деле эта агрессия – проблема как раз взрослого. Даже если в последствии он сожалеет о своей вспышке гнева, то находит себе воз и тележку оправданий: «у меня нервы на пределе», «у меня столько проблем», «у меня такая ужасная мигрень» и так далее. Но ребёнок – это не боксёрская груша и не приспособление для выпускания пара. Бросаясь его наказывать, плохо контролирующие себя истерички-мужчины и истерички-женщины (тут разницы особой нет) думают только о собственных чувствах и собственном удовлетворении. Это – поведение пещерного человека.
Тем временем ребёнок «плохо себя ведёт» лишь потому, что для него это - единственный доступный способ заявить об игнорировании основных своих (с учётом возраста и опыта). Он может не высыпаться, испытывать дефицит витаминов и микроэлементов, страдать от аллергии и других болезней с незаметными симптомами, ему может недоставать свежего воздуха и физической активности, информации и свободы для изучения окружающего его мира. Но больше всего ребенок нуждается во внимании и одобрении родителей, которые уделяют им слишком мало времени.
|