Наряду с полом ребёнка, генетикой и стилем родительского воспитания, порядок рождения влияет на развитие личности и становление характера, на способность к общению и жизненные задачи в целом. Эту тему исследовали Альфред Адлер, Зигмунд Фрейд, Карл Кенинг. Опираясь на порой противоречивые заметки психологов, мы попытаемся составить приблизительный портрет каждого ребёнка в семье – и начнём, разумеется, с первенца.
Единственный ребёнок
Нередко первый ребёнок в семье остаётся единственным. Такие дети отличаются эгоцентризмом, ведь всё родительское внимание, общение, похвалы и подарки достаются именно им. Как тут не почувствовать себя единственным, неповторимым, особенным, самым-самым? Но есть и обратная сторона медали. Если дома единственный ребёнок «царь и бог», то за его порогом создаётся совершенно иная ситуация – он оказывается одним из многих, и получает каких-то особых привилегий от окружающих. Смириться с этим не так-то просто!
Единственный ребёнок во многом наследует черты родителя того же пола, а в случае неполной семьи – того взрослого, который его воспитывает. Он довольно рано приобретает черты зрелого мышления, отличается трудолюбием и уверенностью в себе. Родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребёнка, поэтому он обычно отличается в учёбе и других сферах деятельности. Неудача хоть в чём-нибудь может крайне его расстроить и раздосадовать. Он, конечно, постарается решить проблему самостоятельно, но спокойно примет помощь со стороны.
Поскольку единственный ребёнок не привык к повседневному общению с другими детьми, ему нередко сложно привыкать к близким отношениям. Он – наблюдатель, который предпочитает не рисковать и сохраняет между собой и окружающими чёткую дистанцию. Она обеспечивает ему некое чувство защищённости, ведь единственный ребёнок не слишком хорошо понимает перемены настроения других людей. Ему трудно свыкнуться с тем, что человек, который сердится на него сейчас, скоро снова будет доброжелательно настроен по отношению к нему.
Даже во взрослой жизни единственные дети остаются в некоторой изоляции: они становятся либо отшельниками, либо ярко выраженными уникальными личностями, стремящимися к особенному признанию и уважению в обществе. Для единственного ребёнка неприемлемо быть одним из многих, он пребывает в поисках в поисках исключительного места под солнцем. Это позволяет ему добиться огромного успеха, порой недостижимого для других.
Австрийский доктор медицины Карл Кенинг и английский поэт Джеймс Киркуп сходятся во мнении о том, что быть единственным ребёнком в семье - довольно грустная участь. Его преследует некая раздвоенность желаний: он одновременно стремится быть принятым своими сверстниками и стать частью общества, и в то же время нуждается в собственном, никем не протоптанном пути – где, как известно, не встретишь конкурентов. Удовлетворить сразу обе этих потребности, к сожалению, невозможно – вот и приходится либо искать хрупкий баланс, либо метаться из крайности в крайность.
Старший ребёнок
Кто такой старший ребёнок? Это единственный ребёнок, которого свергнули с пьедестала. Если разница в возрасте между детьми небольшая, старший ребёнок постепенно привыкает, и его жизненные ориентиры изменяются. 5-летняя разница воспринимается старшими детьми довольно болезненно, особенно если младший ребёнок того же пола. Если же второй ребёнок в семье появился спустя 7 лет и более, старший сохраняет большую часть черт единственного ребёнка с некоторыми «дополнениями».
Ещё не так давно дети в семье не обладали равными правами: имущество и титул по праву доставались первенцу. Самый старший ребёнок и в наши дни ориентирован на взрослых: любит делать что-то со старшими, поддерживает семейные традиции. Он серьёзный и ответственный, добросовестный и послушный, часто придерживается консервативных взглядов. Так он пытается быть «хорошим» для родителей, чтобы получать как можно больше похвалы и поддержки с их стороны.
Старшие дети обычно привыкают играть роль взрослых для младших, поскольку вынуждены защищать своё унаследованное место. Поэтому часто они вырабатывают в себе совсем не детские черты: они становятся властными, выбирают стратегию физической силы и морального доминирования. В случае острого конфликта между детьми и определённого типа темперамента, старшие способны серьёзно «поломать» психику младших. Если же атмосфера в семье дружелюбная, старшие дети с удовольствием заботятся о младших.
Первенец чаще более сообразителен и подготовлен к жизни, так как родители склонны подбадривать, стимулировать и объяснять непонятное именно старшим детям. В то же время первенец чувствительнее, ранимее и очень болезненно переносит критику или наказания – ведь он все свои силы прилагает к тому, чтобы неизменно оставаться «лучшим» из детей.
Большое значение имеет и то, какого пола старший и младший ребёнок:
Мальчик + мальчик: старший брат может стать высокомерным и очень самоуверенным, поскольку является для младшего кумиром, - и тот готов выполнять любые поручения и следовать за старшим тенью.
Мальчик + девочка: в появлением младшей сестры в мальчике пробуждаются черты защитника, однако он часто становится излишне жёстким и категоричным.
Девочка + девочка: старшая сестра осознаёт свои обязанности по отношению к младшей и перенимает на себя часть родительских функций по воспитанию и заботе. У некоторых из них в характере активизируется мужской компонент и подавляется женственность, либо возникает стремление к полной независимости и самостоятельности.
Девочка + мальчик: у старшей сестры чаще всего появляются материнские инстинкты, хотя если разница в возрасте небольшая, она может искать в младшем брате защитника и опору. Тогда в младшем брате могуть появиться черты первенца. Однако психологи убеждены, что такая смена ролей не идёт на пользу никому из детей.
|