От очерёдности рождения и количества детей в семье зависят не только их характеры и взаимоотношения друг с другом, но и гармония между супругами, эффективность процесса воспитания, психологическое и эмоциональное состояние членов семьи. С первым и вторым ребёнком мы уже успели познакомиться - а каким же будет следующий? Сработает ли правило «третий лишний», или в семье станет на одного счастливого человечка больше? И какие перспективы для детей в ещё более многодетных семьях?
Третий ребёнок
Не смотря на то, что к моменту появления третьего ребёнка семья прочно становится на ноги и набирается опыта, по характеру и отношению к окружающему миру он гораздо более проблематичен, чем единственный. В зависимости от того, перейдёт ли эстафета к ещё более младшим братьям-сёстрам, или родители остановятся на третьем ребёнке, его положение и психологический комфорт могут очень сильно различаться.
Если с рождения второго ребёнка прошло достаточно много времени, то в отношениях между старшими детьми и третьим ребёнком – непреодолимая пропасть. Первый и второй ребёнок в семье «принадлежат» друг другу: один во всём копирует старших, а второй придерживается полностью противоположной (и потому зависимой) модели поведения. Они уже привыкли и подстроились друг под друга, как вдруг появляется «чужак», новый «любимчик», который тоже будет искать своё место в семье, сердце родителей, а обществе.
В таких условиях третий ребёнок чувствует себя аутсайдером. В отличие от единственного ребёнка, который обычно соблюдает дистанцию и чувствует себя особенным, третий ребёнок живёт с ощущением неполноценности: у нет шансов соревноваться со старшими. Он не может может избавиться от ощущения, что ему не хватает сил, знаний и опыта общаться наравне со взрослыми – поэтому они не придают ему никакого значения. И это чувство сохраняется у них на всю жизнь.
Как правило, у третьих детей развивается недоверие к другим. Они или замыкаются в себе и своих мечтах, отгораживаясь от мира невидимой «ракушкой», - либо собирают в кулак волю и стараются завоевать всё, чего были лишены. При этом они никогда не бывают довольны своими успехами, постоянно стремятся вперёд, к новым вершинам.
Если третий ребёнок появляется вслед за вторым, а первенец старше второго на 5-7 лет, то формируются другая картина: старший ребёнок обладает многими чертами единственного ребёнка, а второй и третий образуют мини-группу «старший и младший». В этом случае второй ребёнок обладает некоторыми чертами первенца, а третий становится его «антиподом». Хотя эти черты обычно выражаются не так ярко, как в оригинальной ситуации.
Стоит так же учитывать, что независимо от возраста некоторое влияние на ситуацию оказывает гендер. Условно обозначим их А и Б (не имеет значения, какой из них означает мальчиков и девочек):
* А+А+А («матрёшка») - младший ребёнок находится в особенно уязвимом положении;
* А+А+Б (по старшинству) - младший ребёнок может чувствовать себя своего рода «первым» и « единственным» (особенно если это подчёркивают родители);
* А+Б+А или Б+А+А третий ребёнок является «вторым» ребёнком того же пола, поэтому может как наследовать, так и противопоставлять себя первому.
Когда вслед за третьим ребёнком появляются ещё дети, он приобретает некоторые качества среднего ребёнка, о которых мы говорили в прошлый раз. Опять же, ключевым моментом будет служить разница в возрасте: от неё зависит образование мини-групп, в каждой из которых будут складываться свои независимые отношения.
Четвёртый, пятый и другие
А что происходит со следующими детьми? По наблюдениям Карла Кенинга, четвёртый ребёнок ребёнок идёт по стопам первенца: это защитник, почитатель традиций. Пятый ребёнок наследует модель поведения второго ребёнка, а шестой – соответственно, третьего. Однако психологи отмечают, что социальные черты более поздних детей выражены не так чётко, как у первых трёх – ведь в большой семье невозможно чувствовать себя одиноким, обделённым вниманием и т. д.
Дети в многодетных семьях вырастают более отзывчивыми и по отношению друг к другу, и по отношению к другим людям. В такой среде эти качества не нужно развивать специально – они воспитываются сами собой, потому что детям есть с кем общаться, играть, учиться строит взаимоотношения. Они часто добиваются в жизни больших успехов, чем их сверстники, благодаря своей коммуникабельности и умению ладить с разными людьми.
А как насчёт близнецов?
Не имеет значения, есть ли у этого симбиотического тандема старшие или младшие братья-сёстры: близнецы являют собой совершенно отдельную, автономную команду. Из всех детей они наименее подвержены детской ревности и во всём стараются действовать сообща. Главное для этих детей – не разлучать их друг с другом, поскольку они оказывают друг на друга огромное влияние и порой даже чувствуют себя единым организмом.
Важной особенностью близнецовых пар является распределение ролей, функций и навыков. Например, один ребёнок может отвечать за общение с внешним миром, представляя пару при общении с другими людьми. Другой близнец при этом может вообще не развивать у себя навыки общения – для этого достаточно и одного из них. Иногда близнецы становятся полностью взаимозависимы, так как делят пополам все необходимые для жизни навыки и свойства личности. Бывали даже случаи, когда когда один из близнецов умеет считать, а другой - писать.
Родители в многодетной семье
Дети сильнее объединяют супругов – ведь они являются результатом их любви. Не удивительно, что разводов в многодетных семьях гораздо меньше. Родители в многодетной семье обычно отличаются сильной психологической устойчивостью. Они более успешно выдерживают стрессы, они могут легко преодолевать жизненные трудности, потому что они уже расставили приоритеты ценностей и сделали свой выбор в пользу самого дорогого – своих детей.
Рождение каждого следующего ребёнка означает для родителей не только новые заботы, но и новый уровень взаимоотношений друг с другом. Чувства становятся крепче, ответственность друг за друга - больше. Такие супруги влюблены друг в друга до глубокой старости. Им вместе есть что терять, и они понимают, что развод прежде всего отразится на их детях, - поэтому они умеют уступать и ценить друг друга.
|