Первые детские сады появились в Германии - там они назывались «kindergarten». Так что привычное нам название - это всего лишь дословный перевод. Вопрос в том, почему сами немцы так его «окрестили», и какими были первые шаги совершенно нового по тому времени социального проекта?
История названия
Первое объяснение, приходящее в голову, - это известный анекдот: «Дети – цветы жизни. Сорвал букет – подари бабушке». Ну а если не бабушке, то собрать отпрысков из нескольких семей в одну большую «клумбу» - глядишь, а там уже целый сад! Ещё один вариант – что детей нужно «выращивать» в ласке и безопасности, - прямо как розочку Маленького Принца. Но шутки шутками, а реальная причина такого названия сугубо историческая.
Изобретатель детского сада, Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782 -1852), был немецким педагогом и теоретиком дошкольного воспитания. Идея создания детского дошкольного учреждения пришла в голову Фридриху Фрёбелю в то время, когда ему было уже за 60 лет, и к тому времени он обзавёлся солидным багажом опыта и накопил массу интересных идей. Для их реализации Фрёбель и решил создать нечто вроде лаборатории по коллективному воспитанию детей.
В 40-х годах XIX века он открыл «первое учреждение по уходу за детьми» в небольшом городке Цорбих. По стечению обстоятельств оно разместилось в бывшей гостинице «У дворцового сада». Направляясь туда с детьми, горожане говорили: «Мы идём в сад». А какой сад? – Правильно, детский!
Первоначальный задум
По своим философским взглядам Фрёбель был идеалист и рассматривал дошкольное воспитание как единственное средство уничтожения общественного зла и улучшения нравов. То есть, если сегодня основная задача детского сада – «чтобы было куда сдать ребёнка в будни», то в XIX всё обстояло с точностью до наоборот: «вырвать» чадо из привычной, но чаще всего «нездоровой» семейной обстановки. При этом задумывался не «инкубатор», из которого требуется получить одинаковых «правильных» птиц, а место, где рады каждому ребенку только потому, что он есть и что он не похож на остальных, где к каждому подбирались «свои ключики».
Исходным в системе воспитания Фрёбеля являлось представление о деятельной природе ребёнка – его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности, и любознательности. Поэтому первое правило детского сада – не мешать ребёнку становиться человеком, но помогать развивать всё лучшее, что дала ему природа. Учение Фрёбеля способствовало выделению дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки.
Фрёбель создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие органов чувств, движений, мышления и речи, раскрыл воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте. Педагог предложил особый дидактический материал – игры с мячами, цилиндрами, брусочками и прочими геометрическими телами. Всеми известные и любимые кубики с рисунками и буквами изобрел тоже он. Всё это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа, комбинаторских способностей мышления в процессе детских «построек». Кроме того, Фрёбель вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги, труду детей на огороде и в саду.
Девиз заведения состоял из трёх слов: «Труд. Терпение. Любовь». А его основное преимущество – доступность всем желающим (отдать в него ребенка мог даже довольно бедный горожанин). Финансирование шло по большей части из кармана самого изобретателя, а выращивание овощей и фруктов на прилегающей территории долгое время помогало «удержаться на плаву». Однако когда заведение в конце-концов оказалось на грани банкротства, идеи Фрёбеля имели множество сторонников. Один из них пожертвовал значительную часть своего состояния, чтобы спасти от закрытия начинание великого педагога и основать ещё несколько детских садов по всей Германии.
Детский сад в России
В 60-е годы XIX века детский сад появляется в Санкт-Петербурге благодаря стараниям И.И. Паульсона и К.А. Раухфуса. Однако сама идея подобных заведений детского сада была воспринята российскими педагогами неоднозначно: некоторые видели в ней «отупляющее влияние немецкой системы, не соответствующей размаху русской натуры». Не смотря на это, система Фрёбеля приобрела широкую известность, хотя на самом деле мало кто понимал её истинную сущность.
Детские сады «приживались» чрезвычайно медленно: возникали по инициативе частных лиц, были платными и предназначались для детей городских имущих сословий. Однако в конце 1872 года в газете «Тульские губернские ведомости» появилось небольшое объявление с подписью Елизаветы Смидович: «С разрешения попечителя Московского учебного округа я открываю 1 ноября этого года на Большой Дворянской улице, в собственном доме, детский сад для детей от 3 до 7».
Знакомые были удивлены – ведь в семье Семидовичей и так воспитывалось восемь своих детей. Но удивление стало ещё большим, когда выяснилось: никакой платы за содержание детей брать не будут. Для маленьких воспитанников отвели лучшие комнаты – столовую, зал и гостиную – здесь хватало места и для детских игр, и для учебных занятий. В летние дни воспитанники выходили в сад, устраивали праздники, резвились, занимались постановками детских спектаклей. Под руководством Елизаветы Павловны проводились занятия по рисованию, лепке из глины, плетению, малышей обучали счету, чтению, обязательно проводились подвижные игры и изучались основы гигиены.
Сегодня любой специалист скажет, что система детских садов предназначена для первоначальной социализации детей, всестороннего развития и так далее. К сожалению, это всё в теории – ведь в очень немногих современных детских садах детей действительно обучают навыкам общения и взаимодействия, и уж тем более не ищут индивидуальный подход к каждому малышу. Поэтому каждому родителю важно помнить о том, что недостаточно просто привести и забрать чадо из детского сада: возможно, кроха научится писать, считать и каким-то ещё полезным навыкам, но вот каким он вырастет человеком – зависит только от вас.
|