Нынешнее детство совсем иное, чем было ещё поколение назад. В своё время сегодняшние мамы-папы собирали коллекции бабочек и альбомы с гербарием, зачитывались «Юным натуралистом» и увлекались радиоэлектроникой, проводили много времени на природе и стадионе… В новом тысячелетии, по словам специалистов, дети находятся «под домашним арестом» - почти всё свободное время они проводят за компьютером, игровой приставкой или телевизором…
Последствия таких быстрых и радикальных перемен – это не только в ухудшение здоровья и физической подготовки, но и совершенно другая психология, другое восприятие мира и своей роли в ней. Дети перестают исследовать и не стремятся узнать больше, они практически не взаимодействуют с реальностью - и потому не получают необходимых навыков. И если увлечённый наукой ребёнок мечтает биологом, врачом, астрономом, геологом и тому подобное, - то «компьютерное» чадо вообще не представляет себя через 5, 10 или 15 лет (исключение составляют лишь будущие программисты и другие специалисты IT-сферы, но таких детей видно сразу – они практически не интересуются играми и другими развлечениями в сети).
Увлечённость наукой – это мощный стимул для самообразования и образования вообще, так что взрослые просто обязаны создать для своего ребёнка необходимые условия и атмосферу. Отличный способ оторвать своего дошкольника от мультиков, а школьника от интернета, - подарить ему качественный микроскоп (не обязательно ждать каких-то праздников!) и научить им пользоваться.
И пусть будущий великий «???» исследует загадки микромира: удивительную красоту кристаллов и строение клеток, крохотных обитателей речной воды и пыли под кроватью, устройство крыльев жука и цветочной пыльцы… Пусть задаёт вопросы и учиться искать нужную информацию в книгах и в Сети, расширяет свой кругозор и обнаруживает в себе таланты в той или иной области естествознания. Это же так замечательно!
Выбираем микроскоп
Для детских исследований лучше всего подойдут биологический монокулярный микроскоп или стереомикроскоп: эти модели просты в работе, удобны и, к тому же, доступны по цене. Они так же имеют светодиодную подсветку и возможность питания через адаптер.
Монокулярный микроскоп даёт возможность рассматривать тонкие (прозрачные) срезы объектов - клетки растений, шерсть, крылышки насекомых и т.д., а так же специально подготовленные (или купленные) микропрепараты – очень тонкие срезы листьев, ягод, плесневых грибов и др. Необходимо будет использовать такие инструменты, как пинцет, лезвия, препараты для окрашивания, а также предметные и покровные стекла.
При работе с монокулярным микроскопом глаза ребёнка быстро устают, потому как часто изо всех сил стараются зажмурить «незанятый» наблюдениями глаз. Но можно помочь чаду приобрести профессиональный навык смотреть одним глазом в микроскоп, не зажмуривая при этом второй: расслабившись и открыв оба глаза, нужно сосредоточиться на изображении, которое видишь в микроскопе. Такой приём позволяет значительно уменьшить утомление, но для его освоения нужно немного потренироваться (можно для начала закрывать свободный глаз ладошкой).
Стереоскопический микроскоп больше подходит для наблюдения отдельных элементов живой природы: насекомых, семян и пыльцы растений, песчинок и т.д. В увеличении бинокуляр, конечно, уступает монокулярному прибору (максимум – стократное), зато менее требователен к источнику света и подойдет для изучения непрозрачных объектов. С точки зрения комфорта стереомикроскоп значительно удобнее, поскольку позволяет изучать объекты двумя глазами. Наблюдение предметов в трехмерном поле привычно для человеческого зрения и не нарушает физиологического восприятия предметов, что особенно важно при работе с лабораторной аппаратурой ребёнка.
Правда, в данном случае нужно уметь правильно настроить расстояние между окулярами, то есть так, чтобы оно соответствовало межзрачковому расстоянию. При неправильной настройке микроскопа возможны усталость и даже ухудшение зрения не только у детей, но и у взрослых людей. Так что не стоит просто вручать такой подарок ошалевшему от счастья чаду: от вашего контроля за комфортом ребёнка зависит не только его желание изучать окружающий мир, но и здоровье.
Знакомство с микроскопом
Приступая к работе в первый раз, помогите ребёнку освоиться в его «лаборатории» - это должен быть его личный уголок со столом, местом для хранения «научных образцов» и хорошим источником освещения. Познакомьте юного исследователя с микроскопом – объясните, куда помещать и как закреплять на предметном столике объект исследования, как наводить резкость, как настраивать освещение. Сразу называйте все вещи своими именами, чтобы ребёнку не пришлось потом переучиваться (никаких «штуковин», «стекляшек» и других любимых папиных словечек). Важно также приучить ребенка содержать его исследовательский уголок в порядке – это поможет серьезнее относиться к исследованиям, не превращая их в обычную игру.
Выбрать удачный первый объект исследования очень важно. Если у вас биологический микроскоп, проще всего начать с с классической луковой чешуйки. Для этого отделите у головки репчатого лука один сочный листик и, отрезав от него небольшой кусочек, подцепите с помощью пинцета с его внутренней стороны тонкую пленку. Поместите ее в центр вымытого предметного стекла с каплей чистой воды и сразу накройте сверху чистым покровным стеклом. Это необходимо сделать для того, чтобы пыль и пузырьки воздуха не попали на препарат и не испортили картину. Далее препарат желательно окрасить (например, йод).
Если в вашем распоряжении оказался стереомикроскоп, ребёнок сам сможет выбирать интересующие его объекты – но будет лучше, если поначалу вы поучаствуете в этих исследованиях, научите чадо замечать различные детали изображений и объясните их смысл, задавать нужные вопросы и делать грамотные выводы. Ведь истинная наука – это не чтение сухих фактов с аппаратуры, а жгучее любопытство!
|