Все дети с нетерпением ждут летних каникул, и омрачает их только одно – домашнее задание на лето. Как совместить его с отдыхом, чтобы ребёнок расширял свою картину мира и при этом не переутомлялся? Стоит ли вообще сейчас напоминать сыну или дочке об учёбе? А если не напоминать, как это отразится на их успеваемости в новом учебном году? Мнения педагогов, детских психологов, родителей и самих детей сильно отличаются, и однозначного ответа в принципе не существует…
Нужно ли настаивать?
По мнению учителей (чья функция сугубо образовательная), во время летних каникул необходимо ежедневно уделять время повторению пройденного материала – иначе в начале следующего учебного года выяснится, что ученики забыли половину усвоенных знаний. Многие педагоги специально проводят тестирования по одному и тому же материалу весной, а затем осенью – и большинство детей пишет последние заметно хуже.
Поэтому они уверены, что необходимо объяснить ребёнку: каникулы и отпуск – это разные вещи. Отпуск не может длиться три месяца в году, и всем приходится трудиться. Хотя, конечно, не стоит перегибать палку и перегружать ребенка учёбой в летние месяцы. А если в течение школьник занимается с репетиторами, то на каникулах можно немного расслабиться, а занятия возобновить уже осенью.
С точки зрения психологов, которых беспокоит скорее душевное равновесие детей, а не их оценки, - заниматься летом уроками нежелательно. Представьте, что вам, уходя в отпуск, начальник даёт задание каждый день составлять отчет, чтобы вы не утратили квалификацию. Вряд ли вам понравится лежать на берегу моря и думать только о ненавистной бюрократии. Этот отчёт никому особо не нужен и ничего не решает, просто начальник не доверяет вам – поэтому придётся взять себя в руки. Согласитесь, не самая лучшая основа для отдыха…
За лето ваш ребёнок должен укрепить здоровье и как следует отдохнуть – в том числе морально. Да и самим родителям нужен перерыв от проверки домашних заданий… А если вы всё же решите, что нужно что-то «подтянуть» за лето, то сделайте это интересно и увлекательно, а не в форме «обязаловки» - иначе ребёнок будет сопротивляться и толку всё равно будет не много. Поэтому психологи считают, что лучше всего возвращаться к занятиям ближе к концу августа.
Когда заниматься?
Если действительно есть необходимость наверстать упущенное и догнать сверстников, первым делом нужно договориться с ребёнком: не более 30-60 минут занятий в день, а потом можно будет отдыхать и развлекаться. Чтобы ребёнку было легче с этим смириться, распланируйте вместе день: какие приятные дела он будет делать, когда покончит с работой, – пойдет гулять или в кино, или встретится с друзьями.
Очень важно наладить режим дня. Вставать можно позже, чем во время учебного года, а вот насколько - рассчитывайте индивидуально. Есть дети, которые сложно переносят колебания и это сказывается на их самочувствии, возбудимости и сложности адаптироваться потом к школьным условиям. А кому-то достаточно легко переключаться с одних условий на другие. Главное позаботьтесь о переходе на школьный режим уже во второй половине августа, чтобы было время на адаптацию к прежним условиям.
Так или иначе, сразу после завтрака, пока голова свежая, – нужно садиться за уроки. Если ребёнок обещает позаниматься вечером, не поддавайтесь на уговоры – в конце насыщенного приключениями дня он будет уставшим, и с лёгкостью отложит работу на следующее утро, а потом опять на вечер – и так до бесконечности. Объясните ребёнку, что лучше поработать час в день всё лето, чем весь август не вылезать из-за письменного стола.
Если вы хотите просто повторить прошлогодний материал и не забыть таблицу умножения, делайте это ненавязчиво - хорошо бы в игровой форме. Как только у ребёнка возникнет ощущение, что его сажают за парту, он моментально откажется «сотрудничать». Включите уроки в повседневную жизнь: пусть ребёнок посчитает, сколько денег вам нужно будет потратить в супермаркете и так далее. Постарайтесь организовать всё это ненавязчиво, чтобы не вызвать у ребёнка ощущения официоза происходящего.
Обычно на лето дают список литературы. Точно выясните, что из этого обязательно нужно прочитать за лето, а что можно оставить на учебный год. Художественную литературу, в отличии от той же математики, можно спокойно оставить на вечер – и читать друг другу по очереди перед сном. Кое-что можно заменить и аудиокнигами. Предлагайте ребёнку почитать что-то интересное и вне учебной программы. Он может сам выбирать книги, которые ему по душе – главное, не забывать про этот универсальный «тренажёр для мозга».
Самое главное
Дети всегда с огромным нетерпением ждут летних каникул, и самое главное в них, пожалуй, - это ощущение того, сколько всего полезного и интересного вы можете сделать вместе. Длительные прогулки и походы, интересные поездки, совместное творчество и подвижные игры… Даже если вы проводите летние месяцы в городе (и особенно в этом случае), ребёнок не будет разочарован, и у него останутся приятные воспоминания о каникулах.
Чтобы за время долгих летних каникул дети не разучились фантазировать и экспериментировать, помимо списка литературы в школе обычно дают рекомендации по посещению музеев, различные креативные задания и творческие проекты. Всем этим тоже можно и нужно заняться вместе со школьником, только постарайтесь избегать чрезмерной активности в городе во время сильной жары – иначе результатом увлекательных вылазок станет в лучшем случае усталость, а в худшем - обезвоживание или солнечный удар.
Если на улице слишком жарко, а у вас нет возможности выехать на природу, можно неплохо скоротать время с пользой для ребёнка и у себя дома. Проводите занимательные опыты, вместе составляйте интеллектуальные кроссворды, «балуйте» школьника время от времени просмотром познавательных передач в стиле «Discovery». И, конечно, не оставляйте без внимания вопросы ребёнка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, интернете. Учитесь вместе, потому что никогда не поздно открывать для себя что-то новое.
|