Статистические исследования показывают, что дети во всём мире с каждым годом становятся всё более подверженными гаджетомании. Детский психолог Екатерина Мурашова в своей книге «Любить или воспитывать» описывает простой, на первый взгляд, эксперимент, который доказывает, что более 90% современных детей чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. И причиной тому - бесконтрольное использование смартфонов, планшетов и прочего «хай-тека».
Суть эксперимента
Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность общения с другими людьми – как лично, так и по телефону или интернету. Участникам запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор.
Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, рисование, игра на музыкальных инструментах, пение, рукоделие, прогулки и так далее.
По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, а также записать время и причину его прекращения. Сказано это было «на всякий пожарный» - ну в самом деле, что плохо может случиться за такой короткий срок? Ведь ещё не так давно люди спокойно обходились без нынешних чудес науки и техники, а досуг часто и с удовольствием коротали за какой-нибудь интересной книгой…
Однако результаты этого простого эксперимента оказались шокирующими. У троих участников возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки», а ещё 27 участников пожаловались на такие симптомы как тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т. п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.
Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли. Тогда, чтобы чем-то заполнить образовавшуюся пустоту, некоторые дети занялись тем, что обычно терпеть не могут - делали какие-то школьные задания, хотя было время каникул… Один мальчик почти пять часов бесцельно ездил по городу на автобусах и троллейбусах, другой катался на аттракционах до тошноты, третий прошёл пешком порядка 25 километров…
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента, призванного подарить детям немного личного свободного времени – и как мы видим, невыносимого для современных детей. Отказавшись продолжать столь тяжкое испытание, участники поспешно вернулись к привычному существованию: 14 подростков полезли в социальные сети, 23 принялись звонить друзьям и родителям, пятеро пошли к приятелям домой. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.
В целом, из 68 участников до конца продержались лишь трое, причём существенного дискомфорта не испытывал только один из них. 63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания, но лишь шестеро были по-настоящему искренни – и самостоятельно повторяли его (ребята утверждают, что после нескольких настойчивых попыток у них всё же получилось, и даже понравилось).
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без...», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно...», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за реального ухудшения общего самочувствия.
Расшифровка результатов
Запрет разговаривать был основой эксперимента не случайно. Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Это – наше основное средство мышления, воображения, овладения своим поведением, осознания своих переживаний и себя в целом. Внутренняя речь помогает оформлять всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь.
Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи (а значит и внутренней жизни) нет, человек остаётся крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий – идеальным источником которых являются всевозможные гаджеты (и желательно с выходом в интернет). Без внутренней речи человек просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели, явные признаки психологи наблюдают у многих современных детей.
Ещё один факт, который отмечают многие специалисты – резкое снижение фантазии и творческой активности детей под воздействием современных развлекательных технологий. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески проводить время. Собственная активность не просто подавляется: у многих она вообще не возникает, - то есть момент формирования важнейшей части человеческой психики безвозвратно упускается, и исправить это в 20 или, скажем, в 30 лет будет уже невозможно.
Конечно, далеко не у всех детей наблюдается полный комплект перечисленных симптомов. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу за современную молодёжь. Это не значит, что необходимо полностью изолировать детей от «коварных» гаджетов, компьютера и телевизора. Это невозможно и бессмысленно. Главное помнить, что их избыток (впрочем, это относится к любым благам) несёт в себе серьёзную опасность.
Психологи настаивают на том, что предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7 лет), когда дети уже готовы к её использованию по назначению - экран должен быть для них именно средством получения нужной информации, а не уютной параллельной вселенной, куда можно в любой момент сбежать от реального мира.
|