Как ни странно, спокойные и уравновешенные дети-флегматики обладают самым сложным характером. Всё потому, что они очень упрямы, их просто невозможно переубедить. Воспитание таких добродушных и слегка нерасторопных созданий требует от родителей терпения, уважения и сознательного творческого подхода.
Типичный флегматик
Медлительный, усидчивый и, казалось бы, совершенно невозмутимый ребёнок. Такой малыш эмоционально сдержан, даже серьезные проблемы они воспринимают внешне спокойно. Действительно, психика флегматика устойчива к любым внешним раздражителям. Но с другой стороны, нужно всегда помнить, что его чувства так же глубоки, как и у любого другого ребёнка – просто он их не выставляет напоказ.
Флегматик последователен и обстоятелен в своих занятиях. Не любит беготню, шум и пустую болтовню. Отличается хорошим аппетитом, при чём в еде непривередлив. Любит поспать, в том числе и днём – в то время как для сангвиника или холерика послеобеденный «тихий час» сплошное мучение. Зато просыпается флегматик тяжело, и ещё долго отходит от сновидений. Из таких детей вырастают взрослые, про которых говорят, что они «совы».
Много игрушек маленькому флегматику не нужно: достаточно несколько любимых, которыми он постоянно играет, при этом не мешая взрослым заниматься своими делами. А наигравшись, он сам охотно соберёт свои игрушки, а также аккуратно сложит одежду и прочее имущество – ведь он души не чает в порядке и чистоте. Но он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня.
Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Долго запоминает правила игры, но зато потом редко ошибается. Не стремится к лидерству и не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.
Флегматик стремится создать упорядоченную систему организации всей своей жизни и взаимоотношений с окружающими людьми и миром. Стремление флегматика соблюдать традиции, экономность и расчёт, стратегия и умение вовремя промолчать часто приводят его к успеху. Но колебания и долгие раздумья там, где необходима быстрая и четкая реакция, могут сводить его достижения к нулю.
Можно ли его дисциплинировать?
Не удивляйтесь, если окажется, что ребёнок-флегматик не хочет идти в детский сад. Во-первых, адаптироваться к чему-то новому для него чрезвычайно сложно. А во-вторых, там нужно уметь быстро выполнять требования и задания воспитателей, с чем у малыша поначалу могут возникнуть трудности.
В силу того, что флегматику сложно быстро переключать своё внимание, он не всегда успевает следить за ходом мыслей преподавателя в школе. Однако любая информация, воспринятая и понятая им, будет сопровождать такого ученика на протяжении всей жизни. Иными словами, если уж что-то влетело в одно ухо, то в другое не вылетит…
Никогда не акцентируйте внимание ребёнка на том, что он что-то делает медленнее или хуже других - это может серьёзно подорвать его самооценку. Подгонять его тоже не стоит – лучше научите его рассчитывать время так, чтобы его было очень много на то или иное действие. Если ваше терпение приходит к концу, всё равно ничего не делайте за ребёнка, просто подождите. Он все равно сделает то, что вы просите - просто значительно позже, чем бы вам хотелось.
Чем его занять и увлечь?
Очень трудно маленьким флегматикам прививать нужные привычки, а ещё труднее (практически из разряда невозможного) – переучивать, поэтому несколько раз подумайте, прежде чем говорить или делать что-то в присутствии такого ребёнка! Устойчивые навыки и привычки идут потом с обладателями подобного темперамента на протяжении всей жизни.
Чтобы держать мышление в тонусе, флегматику необходимо какое-то творческое занятие по вкусу: это может быть рисование, музыка, шахматы и так далее. Почаще хвалите и поощряйте малыша, радуйтесь его успехам вместе с ним.
А чтобы ребёнок не был физически вялим и медлительным, приучайте его заниматься гимнастикой, помогите развивать ловкость и подвижность. Так что чем раньше в детской комнате появится турник, шведская стенка и канат, тем лучше. Чтобы взбодриться, подойдут и подвижные игры.
Обязательно (!) развивайте трудолюбие и целеустремлённость у своего малыша. Он способен на многое - однако проблема в том, что он сам к этому не стремится. Подтолкните его к мысли, что нужно выбрать жизненную цель и планомерно двигаться к ней, прилагать определенные усилия. Иначе малыш вырастет пассивным, инертным и ленивым.
На чём делать акцент в общении?
Флегматики становятся хорошими и верными друзьями, но вот найти этих самых друзей для них большая проблема. Поэтому с раннего детства учите ребёнка общаться, чтобы он умел проявить инициативу и познакомиться с кем-то или легко включался в игру на детской площадке.
Постарайтесь сдружить его с детьми более активными. Но при этом нужно следить, чтобы они не подавляли малейшую его инициативу. Дружба таких детей может продлиться годами, так как они будут замечательно дополнять друг друга и сглаживать крайности в своих характерах.
Крайне важно научить ребёнка понимать чувства и эмоции других людей. Если вовремя не показать флегматику, что существуют люди с другими взглядами на жизнь, он будет добиваться, чтобы окружающие методично соблюдали все те правила, которые установил для себя он сам. Если из-за этого сверстники отвернутся от него, он не особо расстроится: просто повертит пальцем у виска и займётся своими делами в блаженной изоляции от сумасшедшего мира.
Чтобы избежать такого сценария, разбирайте с ребёнком мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Старайтесь, чтобы в процессе обсуждения больше говорил он, а не вы. Не навязывайте своё мнение. Если нужно, наводящими вопросами помогите ему сформировать свое мнение. Важно также уметь сформулировать и отстаивать его, иначе ребёнок пойдёт по пути наименьшего сопротивления и просто начнёт соглашаться с точкой зрения окружающих.
|