Все мы, безусловно, хотим, чтобы наши дети обладали здоровым чувством собственного достоинства – а как иначе? Однако грань между самоуважением и самовлюблённостью в наши дни стала слишком размытой. Между тем, нарциссизм – не что иное, как серьёзная психическая дисфункция, проявляющаяся в искажении Я-образа человека, и оказывающее пагубное воздействие на его настроение, поведение, отношения с другими людьми, его успехи и счастье.
Многие из нас ежедневно сталкиваются с той или иной формой нездорового нарциссизма, который глубоко укоренился в обществе за последние 30 лет. Как отечественная, так и западная культура пропитана им насквозь – и, с одной стороны, усиливает индивидуальную патологию, а с другой – маскирует её под «норму» современности, так что поведение человека кажется почти нормальным. В действительности же нарцисс имеет о себе необоснованно завышенное мнение и сталкивается с серьёзными трудностями и глубоким шоком всякий раз, как суровая реальность заставляет его спуститься с небес на землю.
Современный нарцисс зациклен на себе, изолирован от других людей, вопринимает их только как средства к достижению целей или конкурентов. Иногда это помогает «хорошо устроиться» в среде себе подобных, коих сегодня великое множество на всех континентах. Но в любом случае, нарцисс никогда не будет счастлив - а значит, самое время родителям настрожиться. Ниже приведены шесть ошибочных установок воспитания, которых следует избегать, чтобы нечаянно «из лучших побуждений» не сформировать нарциссическую личность.
Мой ребёнок особенный
…Он заслуживает того, чтобы иметь всё, получать любой опыт и извлекать из него всю пользу. Если этого не могу обеспечить я, значит, это должно сделать общество.
Слово «особенный» в современном мире утратило свой смысл. Ещё недавно оно употреблялось для обозначения людей, обладавших каким-то необычным качеством или в чём-то превосходивших других. Сейчас многие люди считают, что ощущение себя особенным является некой составляющей самооценки и самоуважения, - обычным делом, - и стараются заставить окружающих считать их особенными.
Несомненно, любой ребенок является особенным для своих родителей, и ему важно знать это – потому что так он понимает, что в семье его любят, признают его право на индивидуальность и всегда готовы поддержать. Однако нет никаких оснований на то, чтобы другие люди считали чужого ребенка «особенным» только потому, что так считают его родители. Эта установка уходит своими корнями в нарциссическое неумение признать, что другие люди - это отдельные личности, а потому не обязаны думать и чувствовать именно так, как думаю и чувствую Я.
Ребёнок (а впоследствии взрослый), который ожидает, что к нему будут относиться как к особенному так сказать «за красивые глазки», оказывается обреченным на постоянные разочарования в жизни и на проблемы в межличностных отношениях, если другие люди не отзеркаливают ему обратно образ его «Я», далекий от реальности.
Мой ребёнок никогда не должен огорчаться
Некоторые почему-то считают, что переживание неудач всегда является негативным событием, поэтому их следует избегать любой ценой. Однако
Неудачи и огорчения – неизбежная часть человеческого бытия, ведь
иногда случаются события, которые нам неподконтрольны. Более того, кризисы необходимы – они закаляют человека, позволяют ему повзрослеть и всякий раз осознать что-то важное.
При наличии родительской поддержки именно препятствия и даже неудачи в основном формируют человеческий характер. Если же мы не можем вынести малейшую боль наших детей, то рискуем создать нереальный мир, где им потакают и осуществляют над ними тревожный сверхконтроль. Хуже всего то, что ребёнок в таком случае лишается возможности научиться справляться с ежедневными жизненными препятствиями.
Детям нужно создать возможности, позволяющие овладеть чувством фрустрации, потери, разочарования, одиночества, скуки, зависти, вины и гнева - и помочь им в этом должны сочувствующие, доступные для них взрослые. Им требуются переживания, которые давали бы им реалистичное ощущение своего «Я» в мире: победителя и побежденного, хорошего и плохого, самодостаточного и зависимого, дающего и получающего, уверенного в себе и сострадающего другим.
Детям нужна свобода выражения
Существует точка зрения, согласно которой дети изначально «чисты духом», поэтому они и без вмешательства взрослых станут превосходными людьми. Что нет никакой пользы в том, чтобы прибегать к авторитарным методам воспитания, чтобы воспрепятствовать проблемному поведению. Такое воспитание приводит к отчуждению детей, вызывая у них чувство стыда без всякой необходимости.
А теперь серьёзно. Никто не любит быть плохим человеком, в особенности в глазах своего собственного отпрыска. Но убежденность в «естественной чистоте ребёнка» представляет собой нарциссическое искажение реальности, которое позволяет родителям умыть руки и не прилагать усилий для воспитания и социализации ребёнка. Истина заключается в следующем: дети, лишенные родительского наставничества, как правило, не вырастают хорошими людьми. Они инфантильны, нарциссичны и часто демонстрируют разлиные отклонения в поведении.
Представьте, что человек заблудился в незнакомом городе и спрашивает у вас дорогу. Если вы ответите, что он в принципе-то свободный человек и может идти по любой дороге в любую сторону, действительно ли это будет помощью и проявлением доброты с вашей стороны? То-то и оно… К тому же, с детьми ситуация сложнее – они не задают таких вопросов, потому что сами не знают, куда идут.
Что хорошо для меня, то хорошо и для моего ребёнка
Истоки такой установки находятся в неумении родителя видеть индивидуальность своего ребёнка. Ещё более тяжелая истина состоит в том, что потребности родителей и детей зачастую очень разные, конкурирующие и даже взаимоисключающие. По сути, такая установка ничем не отличается от зашоренности или даже от бездушного отношения родителей к страданиям его собственного ребёнка.
Это обстоятельство способствует развитию детского нарциссизма, так как границы оказываются размытыми, а детям во время стресса приходится рассчитывать на свои собственные, ещё не развившиеся ресурсы. Часто такие дети «воспитывают сами себя», и в результате у них возникают сложности в построении доверительных отношений с другими людьми.
Ребёнок – мой лучший друг
К ребёнку не надо относиться как к приятелю, ровеснику, исповеднику или поверенному. Хотя такое отношение может действительно привести к тому, что ребенок будет чувствовать себя «особенным», это лишь сформирует ложное представление о действительности. Например, что он является равным, или что роли ребёнка и родителя с самого начала не были ясно определены.
Дети воспринимают такое «приятельство» либо как навязчивость, либо как незаслуженное вознаграждение. В результате родители, которые так себя ведут со своими детьми, часто удивляются, что их дети проявляют так мало почтительности и уважения к авторитетам (или вообще не проявляют), будь то их авторитет отца, матери или любого другого взрослого. Для ребёнка это плохо потому, что теряет понимание своего места в мире, в семье, в обществе. У него появляется ошибочное представление о масштабах своей личности, которая пока ещё только развивается.
|