Роль позитивного взгляда на мир трудно переоценить: вырастая, дети-оптимисты превращаются в «счастливчиков», «любимчиков фортуны» и обладатели прочих приятных прозвищ. Почему так? – Эти дети постепенно учатся относиться к окружающему миру не как к проблеме, а как к обширному полю для деятельности: для них достижимо всё, и страх неудачи не преграждает им путь в завтрашний день. Не смотря на то, что склонность к оптимизму или пессимизму в какой-то мере обуславливается генетически, родители могут научить своего ребёнка оптимизму – ведь это скорее способ мыслить, чем врождённое свойство характера.
Оптимизм или «розовые очки»?
Некоторые люди утверждают, что оптимизм – нечто сродни глупости, пессимизм считают разновидностью пророческой интуиции, а самих себя при этом позиционируют как реалистов. В действительности это типичное утверждение для пессимистов, которые упускают из виду немаловажный факт: по закону сохранения равновестия плохое компенсируется хорошим, и жизнь состоит из чёрно-белых полос. При этом пессимисты заведомо проигрывают: пока оптимисты зорко выискивают белые полосы и упорно гоняются за ними, пытаясь «оседлать волну удачи», они бесцельно топчутся на месте и в итоге остаются ни с чем – ни побед, ни удовольствия, одна несправедливость жизни.
Говоря «оптимизм», сегодня никто не имеет в виду, что всё, везде и всегда замечательно, - и уж точно не подразумеваются люди, которые притворяются перед окружающими и самими собой, будто у них всё хорошо. Оптимисты – люди с хорошим багажом опыта и натренированной волей, которые видят не трудности в возможностях – но возможности в трудностях. Они не репетируют жизнь – они живут и наслаждаются ею, каждый день встречая с улыбкой и уверенностью в своих силах.
Так откуда же берутся люди с таким жизнеутверждающим вектором? – Большей частью, их оптимизм родом из детства, и служит им добрую службу на протяжении всей жизни. Как помочь (и не мешать) своему ребёнку расти оптимистом – рассказывают психологи и опытные родители.
Коллекция побед
Положительное отношение к жизни рождается из уверенности в себе. Когда бурлящий энтузиазм ребёнка не встречает преград в виде неодобрения взрослых, он готов учиться всему подряд – вот и помогайте своему чаду освоить всё, к чему тянется его пытливый ум и любопытные руки! Пусть ребёнок точит карандаши и лепит пельмени, красит стены и лазит по деревьям, ловит рыбу и разжигает костёр, пользуется бытовой электроникой и плавает брасом, пилит и вышивает, ищет клады или танцует «тектоник» под клипы на экране телевизора. Не важно, что делать – главное получать каждый день новые навыки и каждый раз осознавать: «немного практики – и всё получилось!» Вот почему важно объяснить своему ребёнку: результат всегда пропорционален усилиям. Малыш привыкает к тому, что любые новые задания ему посильны, и каждое самостоятельно принятое решение делает его всё более уверенным в своих силах. «Привычка побеждать» со временем взрослеет, как и сам человек – и никакие масштабы задуманного не могут остановить оптимиста, с азартом разгрызающего «крепкие орешки», которые не по зубам пессимисту.
Ощущение важности
«Чем бы дитя не тешилось», родителям важно поддерживать начинания своего ребёнка. При этом взрослые-пессимисты обычно делают непростительную глупость: критикуют первые скромные успехи своего чада, вместо того чтобы порадоваться самому факту прогресса и многообещающим перспективам этого начинания. В результате они лишают ребёнка заслуженных «15 минут славы», и обесценивают нечто гораздо большее, чем непрофессиональный рисунок, кривоватую фигурку-поделку, неуклюжий танец или, скажем, пару отжиманий на турнике. Они обесценивают проделанную работу и усердие малыша, который в конечном счёте превратится в трудоголика, и будет гнаться за стахановскими подвигами – так и не находя в них удовлетворения. Прививайте своему ребенку уверенность в том, что любые его дела и достижения важны – как и он сам! Последнее лучше всего понимается детьми, когда они вовлечены в семейную и социальную жизнь – помогают по дому, участвуют в субботниках и так далее. Всё это помогает ребенку испытать чувство взаимной солидарности и поверить в себя.
Самостоятельность
Чем больше возможностей принять самостятельное решение получают дети, тем увереннее в себе они становятся и в будущем лучше справляются с решением различных жизненных задач. Умейте вовремя отступить в сторону, чтобы не уподобляться тем родителям, которые своей гиперопекой превращают нормальных детей в беспомощных взрослых. У ребёнка должна быть полноценная возможность изучать мир не в теории (с ваших наставлений и предупреждений), а на практике. Нельзя понять, что значит «горячо», не сунув палец в пламя, верно? Важно при этом не отворачиваться, а лишь не мешать ребёнку сделать решение проблемы или задачи его собственным достижением. Для этого родителям стоит набраться терпения и освоить тактику «наводящих вопросов» - когда вместо прямого ответа и указания вы помогаете ребёнку начать мыслить в нужном направлении – а ответ найдётся по ходу. На ошибках все мы учимся, а удачи делают нас уверенными в себе – пусть дети тоже испытывают всю эту гамму чувств, ведь чем раньше они научатся думать своей головой, а не заглядывать в рот учителям и начальникам – тем больше будет у них возможностей.
Основа основ
Какой же может быть оптимизм и успешное будущее без здоровья? Слишком трудно пробиться в «эйнштейны» или «бэкхемы», если у ребёнка слабый иммунитет, нарушения осанки, хронические воспалительные процессы, мигрени и вообще какие бы то ни было проблемы с самочувствием. Поэтому родителям, готовящим своё чадо к пополнению рядов оптимистов, нужно весьма серьёзно (но с улыбкой) подходить к вопросам рационального питания и физического развития ребёнка. Здоровье хорошо укрепят регулярные занятия физкультурой – главное, чтобы виды спорта ребёнку подходили и нравились – тогда тренировки пойдут в удовольствие, а не вызовут стресс. Спортивные победы – очень мощная «пилюля» увернности в себе, но даже если медалей ребёнок не заработает, он всё равно останется только в выигрыше: чуть повышенный уровень эндорфинов и послушное, крепкое тело ещё никому не мешало!
Пресловутый стакан
Пока пессимисты видят его наполовину пустым, оптимисты раздумывают: выпить воду или рискнуть долить до краёв? Жизненная позиция у оптимистов активная, и вместо того, чтобы констатировать факты, они предпочитают что-то с ними делать (и делать что-то полезное). Оптимисты не мучаются чувством собственной вины от неудачи, а ищут альтернативные причины - и пытаются найти рецепт успеха на следующий подобный случай. А чтобы помочь своему ребёнку увидеть небезнадёжность сложной ситуации, научите его побеждать негатив при помощи юмора: пусть сочинит смешную историю о том, что если бы он не сделал чего-то уже сделанного, могло бы быть гораздо непрятнее и глупее (и это ведь чистая правда). Способность посмеяться над собственной неудачей, ка говорится, - «это удел великих».
|