На пороге нового учебного года некоторые родители сталкиваются с явным нежеланием детей отправляться в школу, - а многих из них эта новость «обрадует» уже через несколько недель или месяцев. Да, конечно, школьная система образования безнадёжно устарела и только на бумаге педагогична: чаще всего дети не могут выбирать интересные им предметы, а индивидуальный подход с оттенком гуманизма им только снится. Но если ребёнок наотрез отказывается посещать уроки, впадает в истерику по утрам или часто прогуливает школу, нужно разобраться: а в чём, собственно, причина такой антипатии? Оказывается, их может быть много – и начнём мы, пожалуй, с острых конфликтов.
Конфликты с учителями
Хороший учитель ходит на работу с удовольствием и любит детей - в каждом из них он видит личность, которой нужно помочь раскрыть её потенциал. Среднестатистический учитель больше озабочен тем, как без «приключений» и шума в классе провести урок и поставить галочку. Но есть и такие, для кого школьный класс, доска, указка и журнал – способы самоутверждения. Особенно это касается средней школы: материал несложный, повторять его из года в год новым «желторотикам» – дело нудное. От скуки помогает избавиться роль этакого надзирателя и судьи, а вся суть «игры» сводится к раздаче учащимся рейтингов а ля «вы самое слабое звено, прощайте». Если ребёнок один раз попадёт у такого учителя в категорию неудачников, выбраться оттуда может быть очень непросто!
Со стороны эта ситуация отюдь не «прозрачна»: учитель уверен в своей правоте и убедит кого угодно, что ученик - просто бездельник. Ну а ребёнок подавлен негативной репутацией и неудачами в учёбе, - и при этом он не осознаёт, что эти неудачи и есть то, что учитель в принципе хотел доказать! Вы скажете: такого не может быть, - но сей рассказ основан, увы, на реальном жизненном опыте. Действительно встречаются учителя, которые выбирают себе любимчиков и «козлов отпущения»: последних они, играючись, стараются «засыпать» в самые неподходящие моменты. Представьте себя на месте «разжалованного» школьника: хотелось бы вам таких унизительных встреч изо дня в день?
Если проблема действительно школьном персонале, ребёнок выражает явное нежелание идти на уроки именно в те дни, когда по расписанию у него стоит предмет того или иного учителя. Прежде всего, необходимо поговорить с классным руководителем и обсудить проблему, а затем придётся встретиться и самим учителем. В некоторых случаях достаточно будет «задобрить» его (ну вы понимаете), но, возможно, стоит подумать о посещении конкретного предмета у другого учителя или, например, сдаче его экстерном.
Иногда склонность критиковать в учителей просто в крови, и, даже пытаясь довести ученика до ума-разума, они перегибают палку. С таким учителем лучше спокойно поговорить – и попросить меньше делать замечаний или записей в дневник. Вместо этого можно похвалить ребёнка за то, что у него получилось хорошо – и это подействует на него гораздо сильнее! Основано на реальных событиях: на уроках учителей, которые так поступают, смирно и внимательно сидят даже те, кто на других уроках превращается в настоящих разбойников и хулиганов. Любому ребёнку или подростку приятно почувствовать: я сделал что-то правильно, учитель похвалил меня и я в кои-то веки не хуже других. Может, поэтому даже у школьных бунтарей пропадает охота обращать на себя внимание более радикальными методами?
Конфликты со сверстниками
В младшей школе это редкость: разве что в классе появляется ябеда, задира или плакса, которого все недолюбливают – в остальном малыши живут довольно дружно. А вот в средней школе «пошло-поехало»: ученики начинают сбиваться в стайки, соревноваться в популярности, дружить против кого-то – одним словом, постигать нюансы «взрослой» жизни. В одних коллективах (при наличии хорошего классного руководителя) эти процессы протекают более-менее цивилизованно, в других ученики для более крепкого ощущения сплочённости выбирают себе одного-двух «козлов отпущения» и начинают, что называется, дружную «травлю».
Как правило, не везёт либо новеньким в классе, которые не сумели себя зарекомендовать, либо тихоням, не принимающим активного участия в общении со сверстниками. Кого-то всеми способами унижают, кого-то просто игнорируют или выказывают ему неприязнь – все эти варианты малоприятны. Взрослый человек успешно работать в такой обстановке вряд ли смог бы: хоть он и посчитал бы окружение «недостойной публикой», его попросту одолел бы хронический стресс. Что же до ребёнка, то для него это настоящая катастрофа! Его главная жизненная задача в этом возрасте – научиться завязывать и укреплять социальные контакты – терпит полный крах, а и без того непростая учёба на этом фоне кажется последней ложкой дёгтя.
К счастью, на ситуацию можно повлиять: если дети и жестоки к вашему чаду, то не потому, что с ним настолько уж всё «не так» - просто ребёнок не вовремя «попал под раздачу». А в принципе ученикам всё равно, против кого дружить. Так что родители довольно легко могут (и должны!) помочь ребёнку стать «популярным»: устроить дома вечеринку, сводить хотя бы нескольких «избранных» на интересную экскурсию, организовать какой-нибудь мастер-класс. У вас и вашего ребёнка будет возможность пообщаться с другими детьми и оставить у них приятное впечатление о себе. Кроме того, ученикам будет что обсудить – они ведь изобретают ненужные конфликты как раз от скуки и нехватки впечатлений. В результате: как минимум, ваше чадо научится общаться со сверстниками, и его оставят в покое. Как максимум ребёнка примут в «коллектив» - и кто знает, насколько важной птицей в нём он со временем станет.
Стоит задуматься и о том, что в самом ребёнке всё же есть некая проблема, которая добавила ему шансов стать изгоем. Как получилось, что ваше чадо испытывает трудности в общении с другими детьми? Может быть, вы сами редко делитесь личным, обсуждаете что-то, недостаточно оказываете поддержки или у вас нет времени вовремя дать толковый совет? Может быть, вы слишком стараетесь «оградить ребёнка от дурной кампании» или не одобряете приход к вам домой друзей своего чада? С другой стороны, не является ли его замкнутость реакцией на явные или скрытые проблемы в семье, или следствием каких-то подростковых комплексов? Не существует «пустячных» ответов на эти вопросы – по крайней мере для самого ребёнка. Только снисходя до «детских» проблем и становясь ребёнку внимательным и сочувствующим другом, можно разобраться в том, что именно его беспокоит – ведь только так можно понять, как ему помочь.
|