Ребёнок начинает постигать суть финансовых отношений довольно рано – как только осознаёт, что мама или папа не хотят или не могут выполнить все их желания (скупить целый магазин игрушек, сластей или позволить кататься на актрационах до самого вечера). Тут возникают первые представления о семейном бюджете, и дети плавно вникают в эту сферу «взрослой жизни». И, конечно, любой ребёнок, во всём копирующий старших, хочет самостоятельно обращаться с деньгами – психологи единогласно советуют родителям помочь им разобраться в этом непростом вопросе. Ведь грамотно и с пользой тратить деньги – важный социальный навык, который без вашей помощи гораздо хуже усвоится. Вот почему важно продумать своё поведение и не нарушать основные правила этих ценных жизненных уроков.
Разумеется, практика без теории похожа на бег с закрытыми глазами, поэтому начать всё же стоит с разговора о том, что вообще такое деньги и откуда они берутся. А один только факт, что для обращения с ними нужно научиться не путаться в цифрах, стимулирует в ребёнке интерес к счёту.
Карманные деньги
Самый распространённый способ предоставить детям реальный опыт обращения с деньгами – это регулярно выдавать им одинаковую сумму. Сие событие может происходить каждый день, или, например, раз в неделю – важным условием остаётся свободный выбор ребёнка, на что их тратить. Другое дело, что если вы не хотите, чтобы чадо покупало какие-нибудь ядовитые жвачки или чипсы, вам следует спокойно объяснить – почему этого делать не стоит, чтобы кроха сам не захотел этого делать.
Существуют обязательные правила, которые должны вступать в силу с началом режима карманных денег.
Прежде всего, будьте пунктуальны в своих «отчислениях» - как во времени, так и в количестве. Имеется в виду, что никаких дополнительных мелочей от вас чаду «перепадать» не должно: у него есть на это средства, и ребёнок сам решит, чего ему хочется. Так он научится рассчитывать деньги. И не страшно, если ребёнок будет делать ошибки – он осознает отвественность за свой выбор.
И ещё одно: сумма должна быть одинаковой независимо от того, хорошо ребёнок себя вёл или нет. Ошибочно полагать, что таким способом можно «воспитать» в ребёнке прилежание – наоборот, это его испортит и научит ложной идее о том, что всё в мире покупается и продаётся, в том числе ваша любовь.
Зарабатывание денег
Это более трудный, но и более радостный вариант – поскольку осознание «нажитого своим же трудом» помогает детям почувствовать себя более значимыми и взрослыми. И в то же время они начинают понимать истинную стоимость денег, что является важным этапом «финансового» обучения.
Существует масса несложных возможностей подработки для детей: выгуливать собаку, помогать в уборке дома, двора или пляжа, читать пожилому человеку книжку вслух, помогать собирать фрукты-овощи и так далее. Если кто-то из родителей работает дома, ребёнок может стать незаменимым помощником-подмастерьем: клеить коробочки, конверты или открытки, нанизывать бусины и вообще быть на подхвате. Но речь ни коим образом не касается обычной домашней работы вроде мытья посуды или выноса мусора – ребёнок должен понимать, что это норма поведения, а не работа, за которую платят. У детей постарше возможностей для реализации ещё больше – они могут подрабатывать в интернете, расклеивать объявления, играть или делать уроки с младшими детьми, продавать хенд-мейд, быть репетиторами и ещё много чего.
Мало кто из маленьких детей имеет достаточную коммерческую «хватку», чтобы самостоятельно договориться с соседями, родственниками или знакомыми – поэтому в качестве «агента» придётся выступить вам, а нередко и оплачивать детский труд из своего же кошелька. Однако эти скромные средства вашим карманам точно не помешают – а вот пользу принесут неоценимую. И, разумеется, здесь тоже не обойтись без обязательных правил.
Зарплата должна быть регулярной: это не только приятно, но и позволяет рассчитать ребёнку свой бюджет без риска отаться в один прекрасный день с пустыми карманами.
Тратить свою зарплату юный «трудоголик» должен по своему усмотрению, как и в случае с карманными деньгами.
Можно так же услышать мнение, что с вхождением ребёнка в статус «работающего» ему больше не нужно ни карманных денег, ни разных подарков-мелочей. Если с первым нужно согласиться, то второе вызывает недоумение: а почему вы должны лишать любимое и такое старательное чадо выражений вашей заботы? Ведь папы не перестают дарить мамам цветы и конфеты под предлогом, что у них есть собственная зарплата? Значит, ничего страшного, если вы без повода вдруг угостите сына или дочку пирожным или сводите в кино.
Важно присматривать за тем, чтобы работа не мешала основной деятельности ребёнка – то есть, учёбе.
А кроме того, даже если ребёнку всего пять лет, вы должны понять: теперь он будет ожидать, что вы относётесь к нему серьёзно, как к равному. В этом разочаровывать его ни в коем случае нельзя, иначе теряется весь смысл происходящей эволюции.
А если чадо ещё не в подростковом возрасте, ему будет очень приятно получить название для своей новой професии – пусть даже на ваш взгляд это звучит смешно и не вполне престижно («разливальщик лимонада по стаканам» или «облизыватель почтовых марок»).
Сбережения
Получив свободу действий с деньгами (заработанными или карманными), дети скорее рано, чем поздно, сталкиваются с проблемой, нередко знакомой даже нам, взрослым. Их постоянно на что-то не хватает, и они заканчиваются в самый неподходящий момент! Вот почему стоит научить ребёнка тратить не все получаемые деньги – пятую или четвёртую часть лучше «запасать» для серьёзных покупок.
Некоторые дети увлекаются процессом накопления просто ради накопления (или для получения некоего гаранта безопасности). Поэтому важно объяснить ребёнку, что деньги не нужно ни сразу же тратить, ни накапливать слишком долго. Психологи рекомендует наглядный пример из монет: когда сложенная из них башенка становится слишком высокой – она падает.
Подарите чаду красивую копилку, кошелёк или шкатулку в качестве «сокровищницы» - это существенно поможет им в распределении своего бюджета. Кроме того, научив ребёнка делать сбережения, вы обеспечите ему более светлое будущее - ведь социальные эксперименты доказывают, что те дети, которые научились бороться с сиюминутными слабостями и смотреть в перспективу, в зрелом возрасте гораздо более успешны и имееют лучшее здоровье.
Учимся решать ценность покупок
Одним из самых простых и эффективных способов помочь детям не поддаваться соблазнам (в том чсле и рекламным) является «список желаний». В нём ребёнок пишет всё, что ему хочется приобрести, причём в порядке убывания важности. Через две или три недели на первом месте может оказаться что-то совсем другое, но если вещь всё ещё в главе списка и кажется нужной – значит, её можно покупать. Это так же научит ребёнка управлять своими эмоциями и быть терпеливым. А из этого вытекает предыдущий пункт: грамотные финанствые решения и жизненный успех.
|