Ещё несколько десятилетий назад дети проводили свободное время на улице, играя в казаки-разбойники, брызгаясь водой и прыгая в резиночки… Сегодня картина совсем другая – дети зачастую разбираются в компьютерах лучше своих родителей, и получают практически всё, что их интересует, в интернете. И какие уж там «положенные» 30-45 минут в день! Сравнительно молодой синдром компьютерной зависимости быстро набрал обороты, хотя взрослые не всегда правильно оценивают риски и понимают его.
Сам по себе компьютер не вызывает физической зависимости – он не встраивается в обмен веществ наподобие наркотиков, и не разрушает нейроны, как алкоголь. Однако возникающая психологическая зависимость может стать не менее значительной проблемой в жизни ребёнка или подростка: сначала нарушается процесс адаптации в обществе, а в будущем это может вылиться в неспособность создать семью, посвятить себя любимой профессии и даже неумение обслуживать свои нужды.
Однако прежде, чем приступать к более подробному анализу проблемы, нужно подчеркнуть: ошибочно было бы полагать, что причиной зависимости становится сам компьютер, и что пользование им непременно приводит к подобной проблеме. Наоборот, компьютер необходим для получения информации, общения и других увлекательных вещей, помогающих разносторонне развиваться. Зависимость возникает лишь в том случае, если ребенок испытывает разного рода трудности и находит спасение за синим экраном. В этом смысле компьютерная зависимость – наименьшее из зол, поскольку не окажись рядом ноутбука, кто знает, возможно подросток искал бы утешения в бутылке или связался с плохой компанией. Так что к подобному спасительному буферу стоит относиться снисходительно – и в то же время помогать ребёнку выйти из этого состояния.
Как мы уже говорили, к зависимости от компьютера детей подталкивают разного рода неблагоприятные обстоятельства, с которыми они не могут справиться самостоятельно. Специалисты выделяют несколько причин, лежащих в корне проблемы:
Низкая самооценка
Наши школы всё больше проникаются западными веяниями, и начинают делить учеников на лидеров и лузеров. Причём одноклассникам чаще всего не важно, хорошие ли у тебя оценки или нет, главное заслужить авторитет и стать «своим». Но такая задача под силу далеко не каждому ребёнку, и если он отличается какими-то талантами или нестандартным мышлением, велика вероятность попасть в разряд «изгоев» класса. Ребёнок испытывает большой стресс и пытается найти признание… в компьютере. В виртуальном мире всё гораздо проще: во-первых, если следовать заранее указанным инструкциям и тренироваться, всегда можно победить (речь о разного рода играх); во-вторых, любые программы дают юзеру практически бесконечное колличество попыток и возможность начать всё сначала – попробуйте так в реальной жизни (!); в-третьих, вся деятельность за компьютером подчинена воле ребёнка, никто не пытается конкурировать, отобрать клавиатуру, не подбегает чтобы вытереть напечатанное и так далее (в школе и не такого натерпишься); ну и в-четвёртых, в сети можно быть кем угодно – юным или взрослым, красивым и сильным, популярным и авторитетным, иностранцем и даже пришельцем – не проблема! Можно выдавать себя за кого угодно и завоевать весь мир, но потом компьютер выключается, и ты снова никто.
Дефицит общения
Школьникам необходимо много общаться со сверсниками, поскольку в этот период происходит переоценка приоритетов – и нередко мнение друзей становится важнее, чем точка зрения бывших «царей и богов» в лице родителей. Если по каким-то причинам ребёнок изолирован от ровесников, или ему трудно найти общий язык с детьми, с которыми приходится лично общаться, он отправляется прямиком в социальные сети, которых, кстати, с каждым годом всё больше и больше. Такие ресурсы предлагают не только заводить новых друзей и находить в знакомых, но и слушать музыку, смотреть фильмы, обмениваться новостями, вступать в группы по интересам и ещё много чего – даже совершенно здоровые, взрослые люди иногда теряют над собой контроль и не могут выбраться из этой паутины часов до двух ночи! А с тех пор, как появились ещё и игры вроде «Фермы» в Контакте, можно часами собирать виртуальную картошку, горох и прочую ерунду, разменивая реальную жизнь на электронный пшик.
Желание побыть наедине и в безопасности
Ещё одной причиной компьютерной зависимости может стать необходимость спрятаться от неблагополучной домашней обстановки в собственный мир, отгороженный уголком компьютерного стола и наушниками. Если дома ребёнок не находит понимания самыми близкими людьми, или постоянно кто-то ругается между собой, или, например, родители находятся на грани развода, не остаётся ничего другого, как предпочесть виртуальный мир столь неуютной реальности. Всё те же компьютерные игры или социальные сети позволяют сформировать персональное пространство на свой вкус, и никто не может нарушить эту территорию без позволения самого ребёнка. И вместе с тем, что бы не происходило на экране – пишет ли он инкогнито гадости на страничке учителя или стреляет по троллям из гранатомёта, за это ничего не будет! Можно сидеть в тепле и уюте, попивая «какаву» или что там нравится – и чувствовать себя бесстрашным, неуязвимым супергероем. Естесственно, в реальности повторить такое просто невозможно.
Подростковая депрессия
Три рассмотренных выше варианта подразумевают, то ребёнок проводит слишком много времени за компьютером, часто в ущерб другим делам. Но возможен и крайний вариант, упирающийся уже не в зависимость, а в деперссивное состояние. Такой ребёнок практически впал в «симбиоз» с компьютером, и если доступа к нему по какой-то причине нет – он становится раздражительным и даже агрессивным, ему ничего больше не интересно и ничего не радует. Вид у него как с похмелья – он словно не может понять, где находится, а пальцы подрагивают, ища привычную клавиатуру. Ребёнок может не поддерживать отношения с друзьями, перестать слушать музыку и смотреть фильмы, и сконцентрироваться на чём-то одном – какие-нибудь виртуальные стрелялки занимают всё его воображение.
Родителям важно понять, что зависимость является лишь симптомом, а не причиной депрессии. Ни в коем случае нельзя конфликтовать, наказывать, лишать чадо каких-то радостей и тем более отбирать компьютер. Это всё равно, что отбирать анальгин у человека, у которого болят зубы – ведь эти таблетки единственное, что помогает ему. Лечить нужно именно депрессию – как именно, может сказать только специалист после глубокого анализа каждой конкретной ситуации, так что нет смысла искать универсальный рецепт. Это может быть медикаментозная помощь в комплексе с психологической коррекцией. Зависимого человека необходимо привлечь к интересным занятиям, не связанным с компьютером – разным видам спорта и активного отдыха, путешествиям, встречам с людьми и прочим моментам, позволяющим пережить острые ощущения и сформировать новые жизненные увлечения.
|